В данном параграфе представлены результаты изучения взаимосвязей характеристик самооценки (ее уровня, адекватности и степени дифференцированное™) с показателями адаптированности студентов к учебной деятельности по объективному (успешность) и субъективному (удовлетворенность) критериям.
Как показывают результаты корреляционного анализа характеристик самооценки и показателей адаптированности студентов к учебной деятельности (таблица 27), самооценка оказывает довольно большое влияние на адаптацию.
Уровень самооценки оказался связан с большинством показателей адаптированности студентов к учебной деятельности, за исключением удовлетворенности материальным вознаграждением за нее. Все связи положительные.
Уровень самооценки студента определяет не только субъективную оценку им своей успешности, но и что более важно, объективную — то есть, его успеваемость (р < 0,05). Этому может быть много объяснений. Может быть, у наиболее успешно обучавшихся студентов сформировалась высокая самооценка. Вероятен и другой вариант - высокая самооценка способствует уверенному поведению, которое оказывает воздействие не преподавателей, их мнение о студенте и его эрудиции.
Таблица 27
Достоверные взаимосвязи показателей уровня и дифференцированности самооценки с адаптированностью студентов к учебе
(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)
Показатели адаптированности к учебной деятельности: |
Характеристики самооценки | |
Уровень |
Дифференц-ть | |
Учебная успешность (средний балл) |
0,27 | |
Удовлетворенность учебными достижениями |
0,42 |
-0,30 |
Удовлетворенность процессом учебы |
0,29 | |
Удовлетворенность саморазвитием в учебе |
0,40 |
-0,28 |
Удовлетворенность общением в учебе |
0,36 | |
Удовлетворенность вознаграждением за учебу |
/ | |
Удовлетворенность исполнением долга |
0,33 | |
Общая удовлетворенность учебой |
0,46 |
-0,28 |
Общая адаптированность к учебе |
0,38 |
Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешен ...
Влияние уровня притязаний и самооценки на
престижность профессионального выбора
Для анализа результатов поместим их в таблицу.
Уровень
Притязаний, %
Уровень самооценки, %
Степень расхождений, %
Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии,
%
Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии,
%
Очень высокий
Высокий
Средний
Низкий
Очень высокий
Высокий
...
Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям челове ...
Разделы