Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Влияние самооценки на адаптированность к учебе

Влияние самооценки на адаптированность к учебе
Страница 3

В таблице 28 показано, что студенты с заниженной самооценкой отличаются меньшей адаптированностью к учебной деятельности по сравнению со студентами с адекватной самооценкой. Получено 6 достоверных различий из 9 возможных, причем большинство — на высоком (99% уровне достоверности).

Студенты с заниженной самооценкой являются менее успешными в уче­бе. Это можно объяснить, с одной стороны, их невысоким уровнем притязаний (они считают, что не могут учиться лучше), с другой стороны - субъективно­стью оценок преподавателей, которые зачастую ориентируются не на знания студента, а на его манеру поведения («если студент держится неуверенно, зна­чит ничего не знает»).

Студенты, которые оценивают свою личность ниже, чем это есть на са­мом деле, менее удовлетворены той деятельностью, которую они осуществ­ляют. Данная категория студентов менее удовлетворена общением с препода­вателями, другими студентами и администрацией вуза, возможно, в силу сво­его низкого статуса, который определяется уровнем успеваемости и степенью уверенности в себе. Также они неудовлетворенны своими учебными успехами, что объясняется их более низкой успеваемостью. Студенты с заниженной са­мооценкой менее удовлетворены процессом учебы, вероятно, вследствие низ­кой удовлетворенности успеваемостью и общением. У них ниже общая удов­летворенность учебной деятельностью по сравнению со студентами, имею­щими адекватную самооценку. Не обнаружено различий в удовлетворенности степенью самосовершенствования посредством учебы, наградой за нее и сте­пенью исполнения своего долга перед окружающими.

В целом, студенты с заниженной самооценкой менее адаптированы к учебе, чем их адекватно оценивающие себя сверстники. Следовательно, зани­женная самооценка — это фактор дезадаптированности студентов в учебной деятельности.

Как свидетельствует таблица 29, студенты с завышенной самооценкой' несколько менее адаптированы к учебной деятельности, чем студенты с адек­ватной самооценкой. Получено 4 достоверных различия выраженности пока­зателей адаптированности. Однако 3 из них достигают только 95% уровня достоверности.

Студенты с завышенной самооценкой более удовлетворены своими учебными успехами, что в некоторой степени оправдано (хотя различия в уровне учебной успешности и не достигают достоверного уровня). Также они менее удовлетворены общением, так как, возможно, притязают на лидерство в учебной группе и всеобщее признание, в некоторой степени отталкивая от се­бя своим самоуверенным поведением. Также они менее удовлетворены награ­дой за свою учебу, которую они считают несоразмерной успехам. В целом, они менее удовлетворены учебной деятельностью, чем их более адекватно оценивающие себя сверстники.

Таблица 29

Особенности адаптированности к учебе у студентов с завышенной самооценкой

Показатели адаптированности к учебной деятельности:

Адекв.

Завыш.

Различия

X

X

d

t

Р

Учебная успешность (средний балл)

4,25

4,38

0,13

0,98

-

Удовлетворенность учебными успехами

3,81

4,37

0,56

2,18

0,05

Удовлетворенность процессом учебы

4,52

4,26

0,26

1,02

-

Удовлетворенность саморазвитием в учебе

4,19

4,01

0,18

0,76

-

Удовлетворенность общением в учебе

4,18

3,62

0,56

2,24

0,05

Удовлетворенность наградой за учебу

2,26

1,80

0,46

2,27

0,05

Удовлетворенность исполнением долга

3,49

3,33

0,16

0,54

-

Общая удовлетворенность учебой

4,52

3,56

0,96

2,99

0,01

Общая адаптированность к учебе

4,38

3,97

0,41

1,76

-

Страницы: 1 2 3 4


Практика.
План 1. Цель: Выявление детей с суицидальными наклонностями. 2. Этапы нашего практического исследования. а) Проведение теста с детьми на выявление суицидальных наклонностей. б) Индивидуальная работа с выявленными детьми. в) Сделать вывод, провести сравнительный анализ, дать необходимые рекомендации. Цель: Практики заключалась в в ...

Организация и методы исследования. Программа исследования
Цель исследования: 1. Выявить структуру агрессивности подростков. Задачи: - изучение теоретического материала по проблемам агрессии в подростковом возрасте; - изучение особенностей подросткового возраста: - исследование особенностей агрессивного поведения с старшем и младшем подростковом возрасте. Методики: - Опросник Басса-Дарки ...

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значител ...