В таблице 28 показано, что студенты с заниженной самооценкой отличаются меньшей адаптированностью к учебной деятельности по сравнению со студентами с адекватной самооценкой. Получено 6 достоверных различий из 9 возможных, причем большинство — на высоком (99% уровне достоверности).
Студенты с заниженной самооценкой являются менее успешными в учебе. Это можно объяснить, с одной стороны, их невысоким уровнем притязаний (они считают, что не могут учиться лучше), с другой стороны - субъективностью оценок преподавателей, которые зачастую ориентируются не на знания студента, а на его манеру поведения («если студент держится неуверенно, значит ничего не знает»). https://globalbankaccounts.ru виртуальная карта иностранного банка в россии открыть.
Студенты, которые оценивают свою личность ниже, чем это есть на самом деле, менее удовлетворены той деятельностью, которую они осуществляют. Данная категория студентов менее удовлетворена общением с преподавателями, другими студентами и администрацией вуза, возможно, в силу своего низкого статуса, который определяется уровнем успеваемости и степенью уверенности в себе. Также они неудовлетворенны своими учебными успехами, что объясняется их более низкой успеваемостью. Студенты с заниженной самооценкой менее удовлетворены процессом учебы, вероятно, вследствие низкой удовлетворенности успеваемостью и общением. У них ниже общая удовлетворенность учебной деятельностью по сравнению со студентами, имеющими адекватную самооценку. Не обнаружено различий в удовлетворенности степенью самосовершенствования посредством учебы, наградой за нее и степенью исполнения своего долга перед окружающими.
В целом, студенты с заниженной самооценкой менее адаптированы к учебе, чем их адекватно оценивающие себя сверстники. Следовательно, заниженная самооценка — это фактор дезадаптированности студентов в учебной деятельности.
Как свидетельствует таблица 29, студенты с завышенной самооценкой' несколько менее адаптированы к учебной деятельности, чем студенты с адекватной самооценкой. Получено 4 достоверных различия выраженности показателей адаптированности. Однако 3 из них достигают только 95% уровня достоверности.
Студенты с завышенной самооценкой более удовлетворены своими учебными успехами, что в некоторой степени оправдано (хотя различия в уровне учебной успешности и не достигают достоверного уровня). Также они менее удовлетворены общением, так как, возможно, притязают на лидерство в учебной группе и всеобщее признание, в некоторой степени отталкивая от себя своим самоуверенным поведением. Также они менее удовлетворены наградой за свою учебу, которую они считают несоразмерной успехам. В целом, они менее удовлетворены учебной деятельностью, чем их более адекватно оценивающие себя сверстники.
Таблица 29
Особенности адаптированности к учебе у студентов с завышенной самооценкой
Показатели адаптированности к учебной деятельности: |
Адекв. |
Завыш. |
Различия | ||
X |
X |
d |
t |
Р | |
Учебная успешность (средний балл) |
4,25 |
4,38 |
0,13 |
0,98 |
- |
Удовлетворенность учебными успехами |
3,81 |
4,37 |
0,56 |
2,18 |
0,05 |
Удовлетворенность процессом учебы |
4,52 |
4,26 |
0,26 |
1,02 |
- |
Удовлетворенность саморазвитием в учебе |
4,19 |
4,01 |
0,18 |
0,76 |
- |
Удовлетворенность общением в учебе |
4,18 |
3,62 |
0,56 |
2,24 |
0,05 |
Удовлетворенность наградой за учебу |
2,26 |
1,80 |
0,46 |
2,27 |
0,05 |
Удовлетворенность исполнением долга |
3,49 |
3,33 |
0,16 |
0,54 |
- |
Общая удовлетворенность учебой |
4,52 |
3,56 |
0,96 |
2,99 |
0,01 |
Общая адаптированность к учебе |
4,38 |
3,97 |
0,41 |
1,76 |
- |
Проблема агрессивности у детей: оказание помощи ребёнку и его семье
На базе Брестского государственного областного социально-педагогического центра был организован семинар по теме "Эффективное взаимодействие с подростками, склонными к агрессивному поведению", в котором принимали участие социальные педагоги и психологи районных социально-педагогических центров. Необходимость проведения такого с ...
Результаты экспериментального изучения самооценки спортсменов
Экспериментальное изучение самооценки спортсменов включает в себя исследование: специфики самооценки спортсменов, ее психологических детерминант, роль в процессе адаптации к спортивной и учебной деятельности, а также возможности самопознания как средства коррекции характеристик самооценки. Самооценка изучается по показателям ее выраже ...
Выводы
1. В ходе проведенного исследования теоретическая гипотеза о взаимосвязи социального капитала с экономико-психологическими характеристиками молодежи не подтвердилась. Причинами тому может быть небольшая выборка, либо возрастная категория выборки (молодежь могла еще не успеть вступить во взаимодействие со многими социальными институтами, ...
Разделы