Чем выше самооценка студента, тем больше он удовлетворен своими учебными достижениями, самосовершенствованием, общением (р < 0,01), процессом учебы, исполнением своего долга посредством нее (р < 0,05), а также выше его общая удовлетворенность учебой (р < 0,001). Таким образом, оценка человеком своей личности тесно связана с оценкой своей деятельности.
Закономерно, что уровень самооценки оказался связанным с общим показателем адаптированности студентов к учебной деятельности (р < 0,01). Следовательно, уровень самооценки является одним из адаптивно важных качеств личности студента.
Уровень дифференцированности самооценки оказывает слабое отрицательное влияние на показатели адаптированности студентов к учебной деятельности. Чем больше разброс в частных оценках своих различных качеств, ем менее студент удовлетворен своими учебными достижениями, степенью интеллектуального и личностного самосовершенствования, а также ниже его общая удовлетворенность учебой (р < 0,05). Следовательно, наиболее предпочтительным в плане влияния на адаптацию студентов к учебной деятельности является низкий уровень дифференцированности самооценки.
Изучение связи коэффициента адекватности самооценки с характеристиками адаптированности студентов в данном случае мало информативно, поскольку представляется более интересным проследить связь разных полюсов неадекватности с адаптацией. Такую возможность представляет сравнительный анализ показателей адаптированности к учебной деятельности студентов - обладателей заниженной и завышенной самооценки относительно адекватной.
Таблица 28
Особенности адаптированности к учебе у студентов с заниженной самооценкой
Показатели адаптированности к учебной деятельности: |
Адекв. |
Заниж. |
Различия | ||
X |
X |
d |
t |
Р | |
Учебная успешность (средний балл) |
4,25 |
3,54 |
0,71 |
3,73 |
0,01 |
Удовлетворенность учебными успехами |
3,81 |
3,06 |
0,75 |
4,51 |
0,01 |
Удовлетворенность процессом учебы |
4,52 |
3,80 |
0,72 |
2,55 |
0,05 |
Удовлетворенность саморазвитием в учебе |
4,19 |
4,05 |
0,14 |
0,80 |
- |
Удовлетворенность общением в учебе |
4,18 |
3,02 |
1,16 |
4,68 |
0,001 |
Удовлетворенность наградой за учебу |
2,26 |
2,31 |
0,05 |
0,64 |
- |
Удовлетворенность исполнением долга |
3,49 |
3,40 |
0,09 |
0,81 |
- |
Общая удовлетворенность учебой |
4,52 |
3,27 |
1,25 |
3,47 |
0,01 |
Общая адаптированность к учебе |
4,38 |
3,41 |
0,97 |
3,59 |
0,01 |
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса
принятия решений у работников служб экстренного вызова
Программа исследования и его организация.
Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больница «Сосновая роща», дневной стационар поликлиники № 1 им. ...
Психологическая несовместимость ("не сошлись
характерами") (модель № 2)
Схема данного конфликта предполагает, что два нормальных (без внутренних конфликтов) человека при отсутствии каких-либо заметных противоречий в содержании их взаимодействия начинают конфликтовать именно из-за несовместимого сопряжения их индивидуальных характеристик. Чаще всего это проявляется в ситуациях достаточно тесного, близкого, д ...
Ранний возраст от 1 года до 3 лет.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со ...
Разделы