Чем выше самооценка студента, тем больше он удовлетворен своими учебными достижениями, самосовершенствованием, общением (р < 0,01), процессом учебы, исполнением своего долга посредством нее (р < 0,05), а также выше его общая удовлетворенность учебой (р < 0,001). Таким образом, оценка человеком своей личности тесно связана с оценкой своей деятельности.
Закономерно, что уровень самооценки оказался связанным с общим показателем адаптированности студентов к учебной деятельности (р < 0,01). Следовательно, уровень самооценки является одним из адаптивно важных качеств личности студента.
Уровень дифференцированности самооценки оказывает слабое отрицательное влияние на показатели адаптированности студентов к учебной деятельности. Чем больше разброс в частных оценках своих различных качеств, ем менее студент удовлетворен своими учебными достижениями, степенью интеллектуального и личностного самосовершенствования, а также ниже его общая удовлетворенность учебой (р < 0,05). Следовательно, наиболее предпочтительным в плане влияния на адаптацию студентов к учебной деятельности является низкий уровень дифференцированности самооценки.
Изучение связи коэффициента адекватности самооценки с характеристиками адаптированности студентов в данном случае мало информативно, поскольку представляется более интересным проследить связь разных полюсов неадекватности с адаптацией. Такую возможность представляет сравнительный анализ показателей адаптированности к учебной деятельности студентов - обладателей заниженной и завышенной самооценки относительно адекватной.
Таблица 28
Особенности адаптированности к учебе у студентов с заниженной самооценкой
Показатели адаптированности к учебной деятельности: |
Адекв. |
Заниж. |
Различия | ||
X |
X |
d |
t |
Р | |
Учебная успешность (средний балл) |
4,25 |
3,54 |
0,71 |
3,73 |
0,01 |
Удовлетворенность учебными успехами |
3,81 |
3,06 |
0,75 |
4,51 |
0,01 |
Удовлетворенность процессом учебы |
4,52 |
3,80 |
0,72 |
2,55 |
0,05 |
Удовлетворенность саморазвитием в учебе |
4,19 |
4,05 |
0,14 |
0,80 |
- |
Удовлетворенность общением в учебе |
4,18 |
3,02 |
1,16 |
4,68 |
0,001 |
Удовлетворенность наградой за учебу |
2,26 |
2,31 |
0,05 |
0,64 |
- |
Удовлетворенность исполнением долга |
3,49 |
3,40 |
0,09 |
0,81 |
- |
Общая удовлетворенность учебой |
4,52 |
3,27 |
1,25 |
3,47 |
0,01 |
Общая адаптированность к учебе |
4,38 |
3,41 |
0,97 |
3,59 |
0,01 |
Классификация
памяти по продолжительности сохранения материала
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Д ...
Новое понимание реальности, существования и человеческой природы
Наблюдения, описанные в предыдущем разделе, особенно те, что относятся к трансперсональным переживаниям, явно не совместимы с базисными положениями механистической науки. Они столь состоятельны и поступают из столь многочисленных источников, что отрицать их существование уже невозможно. Трудно также предположить, что они могли бы быть а ...
Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14].
Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, на ...
Разделы