Чем выше самооценка студента, тем больше он удовлетворен своими учебными достижениями, самосовершенствованием, общением (р < 0,01), процессом учебы, исполнением своего долга посредством нее (р < 0,05), а также выше его общая удовлетворенность учебой (р < 0,001). Таким образом, оценка человеком своей личности тесно связана с оценкой своей деятельности.
Закономерно, что уровень самооценки оказался связанным с общим показателем адаптированности студентов к учебной деятельности (р < 0,01). Следовательно, уровень самооценки является одним из адаптивно важных качеств личности студента.
Уровень дифференцированности самооценки оказывает слабое отрицательное влияние на показатели адаптированности студентов к учебной деятельности. Чем больше разброс в частных оценках своих различных качеств, ем менее студент удовлетворен своими учебными достижениями, степенью интеллектуального и личностного самосовершенствования, а также ниже его общая удовлетворенность учебой (р < 0,05). Следовательно, наиболее предпочтительным в плане влияния на адаптацию студентов к учебной деятельности является низкий уровень дифференцированности самооценки.
Изучение связи коэффициента адекватности самооценки с характеристиками адаптированности студентов в данном случае мало информативно, поскольку представляется более интересным проследить связь разных полюсов неадекватности с адаптацией. Такую возможность представляет сравнительный анализ показателей адаптированности к учебной деятельности студентов - обладателей заниженной и завышенной самооценки относительно адекватной.
Таблица 28
Особенности адаптированности к учебе у студентов с заниженной самооценкой
Показатели адаптированности к учебной деятельности: |
Адекв. |
Заниж. |
Различия | ||
X |
X |
d |
t |
Р | |
Учебная успешность (средний балл) |
4,25 |
3,54 |
0,71 |
3,73 |
0,01 |
Удовлетворенность учебными успехами |
3,81 |
3,06 |
0,75 |
4,51 |
0,01 |
Удовлетворенность процессом учебы |
4,52 |
3,80 |
0,72 |
2,55 |
0,05 |
Удовлетворенность саморазвитием в учебе |
4,19 |
4,05 |
0,14 |
0,80 |
- |
Удовлетворенность общением в учебе |
4,18 |
3,02 |
1,16 |
4,68 |
0,001 |
Удовлетворенность наградой за учебу |
2,26 |
2,31 |
0,05 |
0,64 |
- |
Удовлетворенность исполнением долга |
3,49 |
3,40 |
0,09 |
0,81 |
- |
Общая удовлетворенность учебой |
4,52 |
3,27 |
1,25 |
3,47 |
0,01 |
Общая адаптированность к учебе |
4,38 |
3,41 |
0,97 |
3,59 |
0,01 |
Выводы
1. Переговоры — способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее значимы ...
Методы диагностики мышления
Методика «Что здесь лишнее?»
Цель:
Оценка образно-логического мышления, уровня сформированности анализа и обобщения у ребенка.
Ход обследования:
Каждый раз, пытаясь определить лишний предмет в группе, ребенок должен был обязательно поочередно назвать вслух все предметы рассматриваемой группы.
Время работы:
длительность работы с зад ...
Психологическое обследование заикающихся.
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.
Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и и ...
Разделы