Психология потерпевшего
Страница 1

1. Психология потерпевшего.

2. Исследование личности потерпевшего.

1. Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Его психология связана с уголовным правом, уголовным процессом, криминологией, и психологией личности.

Около 75 - 80% преступлений против личности совершаются лицами, которые связаны с потерпевшими родственными, служебными и другими близкими отношениями, и преступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений.

Таким образом, потерпевший является одной из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, если речь идёт о преступлении против личности.

Его поведение, относится к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемого, а иногда исключает её (при необходимой обороне).

Психологическое исследование личности потерпевшего можно рассматривать в 2 (двух) аспектах:

статическая область (неизменность) - возраст. Пол, национальность, служебное положение и т.д. Ряд этих признаков требуется выяснить в соответствии с законом.

динамическая область - поведение потерпевшего в период предшествующий преступлению, в период события преступления и связь этого поведения с поведением преступника.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит, во-первых, от влияния внешней среды, то есть от преступного нападения или иного воздействия; во-вторых: от индивидуальных способностей личности.

Данные особенности личности характеризуют типов высшей нервной деятельности потерпевшего, чертами его характера, темперамента и т.д. Жизненный опыт имеет большое значение в поведении потерпевшего по делам о преступлениях на транспорте, в области нарушения правил техники безопасности, половых преступлений.

На потерпевшего оказывает существенное влияние правосознание, то есть знание закона, своих прав, которое даёт дополнительные возможности при отражении преступного деяния, создаёт убеждённость в правоте своих действий, препятствующих преступному посягательству.

При изучении преступления на уровне индивидуального преступного поведения, потерпевший представляет интерес в той мере, в которой его поведение вписывается в событие преступления и несёт в себе заряд криминогенности. Таким свойством обладает отрицательно оцениваемое обществом причинно связанное с преступлением поведение.

2. В последнее время - важное место в криминалистических исследованиях отводится роли жертвы в развитии самого преступления. Более 65% жертв в момент убийства находилось в нетрезвом состоянии, более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с осужденными непосредственно перед преступлением. Каждый 8-й потерпевший не работал, более 105 вели паразитический образ жизни, в 40% случаев поведение потерпевших было аморальным и провокационным. Данные особенности личности способствовали увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий.

Доминирующим в структуре нравственно-психологического облика потерпевших были такие качества как агрессивность, деспотизм в отношении близких, неуживчивость, неразборчивость в выборе знакомых, употребление алкоголя.

Показания потерпевшего играют большую роль. Однако, нужно учитывать, что показания предоставляются лицом, которому причинён вред. Показания потерпевшего являются не только источником доказательства, но и средством защиты его интересов. Интересы потерпевшего полностью совпадают и соответствуют задаче установления истины, в случае, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления. Важным фактором является правосознание потерпевшего, то есть от того насколько он нетерпимо относится к правонарушениям, хочет помочь следствию и правосудию, от этого часто зависит достоверность и точность его показаний.

Страницы: 1 2


­Восприятие и понимание людьми друг друга
В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе­ние имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор­ганических потребностей. Трудно придумать более ...

Методы диагностики памяти
Методика «Выучи слова» Цель: определение динамики процесса заучивания. Ход: ребенок получал задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, лампочка, картина, человек, книга. Каждый ребенок пытался воспроизвести ряд после кажд ...

Развитие межличностных отношений. Понятие межличностного отношения и основные положения отечественных психологов, рассматривающих проблему межличностных отношений.
Изучением межличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точка зрения, своя трактовка понятия. Алексей Юрьевич и Галина Михайловна Коджаспировы рассматривали отношение как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение ...