Психология потерпевшего
Страница 2

Следствию важно установить психологический контакт с потерпевшим, необходимо учитывать, что последствия преступного деяния приводят потерпевшего в состояние страха, тяжёлых депрессий, отчаяния.

Так как преступления наносят душевную травму потерпевшему, то он мысленно многократно возвращается к случившемуся; при этом ему удаётся вспомнить существенные обстоятельства, которые были упущены в ходе осуществления первого допроса.

Вот почему с учётом физического и психического состояния потерпевшего целесообразно осуществить повторный допрос.

Следует иметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанные с ними переживания активизируют мыслительные процессы потерпевшего и усиливают его стремление найти виновного. Поэтому потерпевшие склонны сами выдвигать предположения о том, кто и почему совершил преступление.

В следственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшего подтверждались в ходе расследования.

Между тем, показания потерпевших не всегда объективны. Причин может быть много:

потерпевший стремиться отомстить преступнику за причинённую боль, страдания, оскорбления;

желание получить максимальную материальную компенсацию в случае осуждения правонарушителя;

потерпевший может преследовать и корыстные цели, преувеличивая размеры причинённого ему ущерба;

потерпевший может стараться смягчить участь обвиняемого под влиянием уговоров родственников и друзей преступника;

потерпевший может скрывать своё собственное неблаговидное поведение.

Несоответствие показаний потерпевшего иногда является следствием стыдливости, смущения, неловкости при необходимости рассказать о действиях преступника или о собственных действиях в момент совершения преступления. Показания потерпевшего могут не соответствовать случившемуся и потому, что он опасается мести со стороны преступника и его соучастников, а также, в результате внушения преднамеренного или не преднамеренного. (Особенно характерно для несовершеннолетних).

Для того, чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе запрещается задавать наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ. Таким образом, личность потерпевшего играет большую роль для работы органов правосудия.

Страницы: 1 2 


Развитие личности в игровой деятельности. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Проблема игры как деятельность всегда находилась в центре внимания исследований детского развития (В; Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже; А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В зарубежной психологии игра трактуется как деятельность по природе инстинктивно-биологическая. В отечественной психоло ...

Социальная адаптация агрессивных детей
В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию (интернализацию). Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) чаще всего определяется как: 1) приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды; 2) вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных ус ...

Анализ полученных результатов. Обсуждение полученных результатов
Данное исследование проводилось в соответствии со следующим алгоритмом. Первоначально, для выявления уровня интеллектуального развития всех учащихся нами использовался комплекс тестов, позволивший определить этот показатель для каждого тестируемого ребенка в отдельности. Полученные результаты позволили условно разделить тестируемые гру ...