Дети социально – ориентированного (или комфортного) типа обладают, подобно гармоническому типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать существующим нормам поведения. Эти дети старательны, добросовестны, имеют высокий уровень школьной мотивации. Все это определяет их направленность на учебную деятельность, как социально одобряемый, социально значимый вид деятельности.
Конфликтная ситуация для них возникает в том случае, если они не справляются с учебной нагрузкой и попадают в число неуспевающих, а значит, в число отверженных. Низкий социальный статус в классном коллективе становится причиной их дезадаптации. Трудности в освоении учебного материала связаны с низким уровнем развития интеллектуальных функций этих детей.
В первую очередь, у них страдает развитие вербального интеллекта. В дошкольном возрасте эти дети имели мало стимула для формирования познавательной сферы, их родители, имеющие, как правило, низкий образовательный уровень, уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению ими всех норм и правил поведения. В результате, дети были рано приучены к самостоятельности, ответственности в принятии решений, привыкли соблюдать все требования взрослых, но при этом родители мало заботились о формировании у них познавательной активности. Однако при поступлении в школу от детей стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам.
Дети комфортного типа стремятся, тем не менее, не столько к успешному овладению учебной деятельностью, сколько к социальному поощрению их действий и поступков. Они ждут одобрения со стороны педагогов, похвалы сверстников. Они могут быть удовлетворены невысокой оценкой, если за нее не ругают и не воспринимать ее как несостоятельность ребенка. Сами они доброжелательны, отзывчивы, охотно помогают другим. Подобных реакций они ждут и от окружающих.
Психолого–педагогические рекомендации.
Для детей с комфортным типом личности попадание в новую школьную среду, новую социальную ситуацию является мощным стимулом развития. Чуткое и доброжелательное отношение к ним педагогов помогает им преодолеть возникающие трудности в период адаптации, повышая свой уровень развития. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими детьми эти их положительные качества. Как правило, такие школьники являются хорошими помощниками педагогов в коллективных и практических видах деятельности. Социальные формы взаимодействия всегда вызывают у них положительные эмоции.
Следует помнить, что эти дети очень зависимы от мнения группы, легко подчиняются ее требованиям. В случае, если дефектной для них стала группа, характеризующаяся нарушениями поведения, они легко могут усвоить нормы этой группы и начать совершать асоциальные поступки. В этой связи необходимо следить за сферой общения этих детей.
Детская агрессивность и ее причины
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы прояв ...
Методы диагностики внимания
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольни ...
Психика как высший уровень системной адаптации
Психика возникла и развивается в непрерывном взаимодействии с окружающим физическим миром. Характер и результаты этого взаимодействия определяются конкретными условиями нашей планеты. Достаточно устойчивые периодические изменения физических условий, связанные с переходами от дня к ночи, от зимы к лету, сила тяжести, определяющая точку о ...
Разделы