Материалы » Общее понятие психологии » Возникновение и развитие психики у животных и человека

Возникновение и развитие психики у животных и человека

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика имеет ряд специфических свойств:

1) Психика - свойство только живой материи. И главное не только живой материи, а высокоорганизованной живой матери.

2) Особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна получать информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием определенного образа, который является копией материальных объектов реального мира.

3) Информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формировании его поведения, что определяет возможность длительного существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Способность избирательно реагировать на воздействие внешней среды наблюдаемая уже у простейших форм живой материи называется раздражимость. Развитие раздражимости у живых существ связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание внутренних и внешних условий привело к возникновению у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительность. С возникновением чувствительности живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д.

Появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, - процессов поведения. Поведение - сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Столь сложное поведение возможно только при наличии сознания. Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обеспечивают человека таким феноменом, как сознание.

В результате человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою Я-концепцию, заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. Я-концепция является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек воспринемает через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны благодаря длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида. Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.


Понятие памяти, виды и функции памяти:
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его п ...

Предмет и структура педагогической психологии
Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином - "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - ...

Динамизмы
Динамизм – мельчайшая единица, которой можно пользоваться при изучении индивида. Он определяется как "относительно устойчивый рисунок энергетических трансформаций, периодическое возникновение которого характерно для организма на протяжении его существования как живого" (1953, с. 103). Энергетической трансформацией является люб ...