В психике человека существуют три области: сознание, предсознание и бессознательное.
Сознание - высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, существующий только человеку. Сознание всегда активно и интенционально. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а дифференцируется по значимости для субъекта психических образов. Поэтому сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная «опосредованная речью» орудийная деятельность людей. Важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Основным направлением развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией.
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируемые, т.е. не осознаваемые процессы. Бессознательное начало присутствует практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия и проприоцептивные (мышечные) ощущения.
Бессознательное обладает памятью. Это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы, как в случае с латентными знаниями, они сильны, и сила их оказывает влияние на наши действия и состояния. Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Выделяются три основные формы проявления бессознательного:
1)Сновидения.
2)Ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки и т. п.)
3)Невротические симптомы.
Главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного. Например, ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. Так, например, представления связанные с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты, желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.
Так же следует отметить так называемые надсознательные процессы. Если охарактеризовать их кратко, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение.
Расовые различия (racial differences)
Стилем общения в дифференциальной психологии можно также выделить и общение людей, принадлежащих разным расам. Классификация, начиная с линнеевской, проводили различия между «расами», если можно было с высокой точностью определить отличия членов групп друг от друга. Надежное установление различий требует, чтобы одни расы отличались от д ...
Приложения
Приложение 1
Инструкция: оцените ваши различные качества. Постарайтесь быть как можно более объективным - так, как если бы вы оценивали другого человека.
Ваши качества:
Их оценка:
Память
1 23456789
Умение обобщать
123456789
Умение устанавливать логические связи Между предметами
123456789
Широта натур ...
Подростковая агрессивность как психологическая закономерность и как
социальный феномен
Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду и постоянно. Выросло целое поколение, для которого слова «война», «убийство», «терроризм» явл ...
Разделы