Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Все навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе, под воздействием среды человеческого общества, и потому делятся на три вида: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически, наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающиеся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Так же различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - познание законов, правил.
Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, что делает практическое мышление более сложным, чем теоретическое.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной, структурный и уровень протекания. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое - связано с реализацией желаний.
Любое мышление включает в себя такие операции как:
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.
Обобщение - отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, утверждение или отрицание чего-либо (является основной формой результата мыслительного процесса).
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Но, несмотря на идентичные операции в мыслительной деятельности людей проявляются индивидуальные различия. Они зависят от таких показателей как:
Эксперимент с детьми страдающими задержкой психического развития.
Дети с различными отклонениями в психическом развитии составляют достаточно большую группу. Среди них особое внимание обращают на себя дети с задержкой психического развития (ЗПР), поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в ...
Нефармокологические
зависимости
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. Из вышеперечисленных два термина — аддикция отношений и ургентная аддикция — требуют пояснения.
Аддикция отношений ...
Выводы и рекомендации
В результате формирующего эксперимента произошло заметное улучшение факторов социально–психологической адаптированности учащихся: понизился уровень тревожности, заметно снизился уровень индекса агрессивности и индекса враждебности, повысился уровень школьной мотивации.
При написании работы использовались методические рекомендации Т.А. ...



Разделы