Речь
Страница 1

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык - система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения, в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, является продуктом общественно-исторического развития. Главным свойством языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

Речь имеет три функции:

Сигнификативная функция - отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения, основано на единстве обозначения предметов и явлений как воспринимающим, так и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

В коммуникативной функции речи выделяют три функции:

Информационная функция проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная функция помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная функция направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают два основных вида речи - внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внутренняя речь - особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность, с другой стороны, исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативная, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация), сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.

Страницы: 1 2


Распространенность трудностей общения в разных возрастах
В ходе исследования В. Н. Куницыной в 1991 году с помощью различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая картина распространенности различных трудностей в юношеском возрасте. На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – она встречается чаще других трудностей. Остал ...

Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих. Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе
Понятие компетентность тесным образом связано с дефиницией «компетенция». Так словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (46, 241 с.). Само же понятие «компетенция» (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) в том же словаре определяется ...

Теория конфликта
Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: "Какая соц ...