Провоцирующие факторы
Страница 1

К сожалению, число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения, с каждым годом увеличивается. Соответственно, растет и количество детей и подростков девиантного поведения.

Л.С.Выготский для определения «трудного» ребенка использовал термин «уклонение развития», и определял природу «уклонения» поведения и развития факторами биологического и социального ряда:

1. Дети отклоняющегося поведения, относящиеся к группе биологического риска – это дети с клиническими нарушениями (недостатки в формировании отдельных психологических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС, ЗПР, астения, физиологические или анатомические особенности организма ребенка) и дети с отклоняющимся типом развития. Сюда относятся отклонения, выражающиеся в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях (гиперактивность, акцентуация характера), повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающие неадекватные реакции индивида.

2. Можно также выделить целый комплекс факторов социального ряда, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, слабой социальной рефлексии, трудностям в овладении социальными ролями:

· соматическая ослабленность ребенка;

· нарушения эмоционально-волевой сферы;

· социальная запущенность;

· длительная психическая депривация.

Порой социальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.

Исследования агрессивного поведения детей четко фиксируют его связь с особенностями воспитательной идеологии в родительской семье. По данным американских психологов, подростки – выходцы из внешне благополучных семей, оказавшиеся в исправительных учреждениях, как правило, имели отцов, поощряющих в своих детях агрессию к сверстникам. В другом исследовании отмечено, что подростки с отклоняющимся поведением гораздо чаще правопослушных детей имели в прошлом судимых родителей.

Неправильный выбор методов наказания и поощрения в семье может спровоцировать отклонения в поведении в ответ, например, на неудовлетворение его насущных потребностей. Непедагогичные воспитательные принципы родителей могут сформировать личность ребенка, привыкшего к ощущению своей власти в семье и переносящего эту установку на сверстников. Привычка ребенка добиваться своей цели любой ценой, сформированная в отношениях с родителями, может в среде ровесников реализоваться в насильственной форме.

Если негативные поступки школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо заниматься коррекцией поведения ребенка совместно с ними. Порой агрессивность подростка объясняется тем, что он не может правильно обработать информацию о намерениях другого человека и приходит к поспешным выводам о его враждебности. В подростковом возрасте часто проявляют агрессивность те, кто не может добиться успеха и признания в референтной группе.

Выделяют также особые группы суицидального риска - «опекаемых», «отвергаемых» и «опекаемых-отвергаемых». Подростки первой группы живут в благополучных семьях, но настолько отгорожены от проблем внешнего мира, что оказываются беспомощными перед любыми травмирующими ситуациями. «Отвергаемые», наоборот, живут в асоциальной и аморальной обстановке постоянного проявления неуважения друг к другу, ссор, невнимания, остро нуждаются в эмоциональной теплоте, понимании, защите со стороны взрослых. В третьей группе при внешнем благополучии, воспитании по типу гиперопеки, во внутрисемейных отношениях наблюдается эмоциональная депривация, неприятие проблем ребенка.

Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной степени способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:

· Смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица.

· Рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация на ревность.

· Различные формы насилия к ребенку в семье (унижение, словесные оскорбления, пренебрежение к его нуждам и потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия.

· Ребенок – жертва сексуального насилия: этиология та же.

Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дружественных связей в среде сверстников, холодное пренебрежение со стороны взрослых в целом – все это создает невыносимые условия жизни маленького человека. То, что мы называем отклонениями в поведении, есть продукт поломанных социальных отношений с миром. В данном случае отклоняющееся поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались. Анализируя поведение такого плана, можно явственно обнаружить «крик о помощи»: ребенок своим поведением привлекает наше внимание, он искусственно фокусирует на себе нашу активность, чтобы быть в центре отношений, он заявляет о существовании своего отдельного «Я», не признаваемого окружающими. В связи с этим следует заметить, что в целом, термины «трудный», «девиантный», направленные в адрес такого ребенка, не соответствуют современным требованиям гуманизации образования и не раскрывают всей сущности проблемы. Исходя из понимания проблемы поведения как осложненного множеством факторов, более точным будет определение «осложненное поведение». Именно феномен осложненного поведения

Страницы: 1 2 3


Значимость социализации
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственн ...

Понятие о методах психологии. Основные методы психологии
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета – от того, что она изучает. Методы детской психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка. Основными методами как общей, так и детс ...

Эксперимент с детьми страдающими задержкой психического развития.
Дети с различными отклонениями в психическом развитии составляют достаточно большую группу. Среди них особое внимание обращают на себя дети с задержкой психического развития (ЗПР), поскольку изменения в их психической деятельности не носят грубого характера, поддаются коррекционным воздействиям, и поэтому усилия педагогов и психологов в ...