Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
1)Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей.
2)Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.
3)Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.
4)Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
5)Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Одной из наиболее очевидных форм деятельности воображения является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент не сводим к оперированию понятиями, он представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания.
Мысленный эксперимент - вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий его структуру, развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом. Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в мысленном эксперименте ведет к его разрушению.
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Создание образов воображения проходит в два основных этапа:
1) Своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
2) Преобразования бывают двух основных типов:
а) Образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.
б) Образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Уровень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Классификация
памяти по продолжительности сохранения материала
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Д ...
Ранний возраст от 1 года до 3 лет.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со ...
Религиозная аддикция
зависимость от религиозной организации – официальной конфессии или секты (наиболее опасна). вера в высшие силы является неадекватным способом решения внутренних проблем, уводит от реальности, является следствием желания обрести уверенность в себе через обретение «покровителя», отказа от ответственности за происходящее; отчуждение от бли ...
Разделы