Воображение
Страница 2

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

1)Агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей.

2)Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.

3)Схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

4)Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

5)Заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Одной из наиболее очевидных форм деятельности воображения является мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент не сводим к оперированию понятиями, он представляет собой познавательное образование, возникающее на основе воображения в процессе рационального познания.

Мысленный эксперимент - вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий его структуру, развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном пункте проявляется деятельность воображения, что и дает основание называть данную процедуру воображаемым экспериментом. Поскольку мысленный эксперимент протекает в идеальном плане, особую роль в обеспечении реальной значимости его результатов играет корректность форм мысленной деятельности. При этом очевидно, что мысленное экспериментирование подчиняется логическим законам. Нарушение логики в оперировании образами в мысленном эксперименте ведет к его разрушению.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Создание образов воображения проходит в два основных этапа:

1) Своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2) Преобразования бывают двух основных типов:

а) Образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.

б) Образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Уровень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Страницы: 1 2 


Выводы
Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. ...

Методы борьбы в управленческой сфере
При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагру ...

Методы диагностики внимания
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольни ...