Способности - индивидуально-психологические особенности личности,
обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
1)Природные способности - в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы наущения типа условно-рефлекторных связей, являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
2)Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Они подразделяются на:
а)Общие - определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие.
б)Теоретические - определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
в)Практические - определяют склонность человека к конкретным практическим действиям.
г)Учебные - влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом.
д)Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
е)Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Выделяют уровни способностей: репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий - обеспечивающий создание нового, оригинального. Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. Также следует отметить что способности - прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, зависят от среды, а воспитание активно формируют их.
Способности могут развиваться в четырех направлениях: способность, одаренность, талант и гениальность.
1)Способности. Учитывая, что способности являются прижизненными, их можно и утерять. И зависит это от того, являются ли они потенциальными или актуальными. Потенциальные - те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, а способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
2)Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одаренность определяет возможность достижения успеха в той или иной деятельности, а реализация этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
3)Талантом - высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Следует отметить, что талант - определенное сочетание способностей, их совокупность.
4) Гениальность - высший уровень развития способностей. Гениальных людей очень мало. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Таким образом, способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Философия науки и роль парадигм
Со времен промышленной революции западная наука добилась поразительных успехов и стала мощной силой, формирующей жизни миллионов людей. Ее материалистическая и механистическая ориентация почти полностью заменила теологию и философию в качестве руководящих принципов человеческого существования и до невообразимой ранее степени преобразова ...
Типичные исследования. Методы исследования
Как подготовленный в области медицины исследователь и практик-нейропсихиатр, Курт Гольд штейн всю свою долгую творческую жизнь изучал симптомы и поведенческие стереотипы не как изолированные явления, но как реакции, укорененные в целостном организме и являющиеся его проявлением. Для Гольдштейна симптом – не просто манифестация изменений ...
Взаимосвязи характеристик самооценки и свойств личности у спортсменов
Спортивная деятельность оказывает воздействие на развитие не только физических, но и психологических характеристик человека. При систематических занятиях спортом к юношескому возрасту это влияние настолько глубоко, что формирует качественные отличия в характеристиках личности и самооценки спортсменов. В данном параграфе представлено ...
Разделы