Заключение
Страница 1

Известно, что воздействие любых событий воспринимается, интерпретируется и направляет деятельность субъекта через его «Я-концепцию». Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе. Она выступает как следствие и предпосылка социального опыта [Словарь практического психолога, 1997]. Именно поэтому важно формирование адекватной, неэгоцентрической, Я–концепции. Для успешной социализации подростка важно не только соответствие его поведения принятым нравственно-правовым нормам, но и адекватное понимание им самого себя как члена социума и собственного поведения, каким оно предстает в глазах окружающих. В психологии показано, что подростковый возраст характеризуется эгоцентризмом в сфере рассуждений, поведении, отношениях с окружающими. Следует ли полагать, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту вообще, обостряются в случаях отклонения развития от нормы, в частности, у подростков? Мы поставили задачу эмпирического исследования особенностей аффективно-личностного эгоцентризма подростков. Аффективно-личностный эгоцентризм проявляется в ряде специфических феноменов в представлениях субъекта о самом себе и партнере по взаимодействию: «воображаемая аудитория», «личный миф»; «явное лицемерие» и «сфокусированность на себе».

В исследовании мы использовали совокупность методов разной направленности. Целью исследования было сопоставление выраженности аффективно-личностного эгоцентризма подростков и их социально благополучных сверстников. Было обследовано 50 юношей и девушек 12-17 лет. Изучалась выраженность эгоцентрических феноменов «личный миф», «сфокусированность на себе», «воображаемая аудитория» и введенного нами на основании данных работы с социально дезадаптированными подростками феномена «эгоцентризм в области оценки социальных норм и санкций». Мы показали, что независимо от возраста, подросткам присуще эгоцентрическое видение себя как члена социума. Это проявляется как:

- наличие эгоцентрических представлений о разнообразных чертах собственной личности, недоступных пониманию окружающих, и являющихся абсолютно специфическими и уникальными; выраженное рассогласование представлений о собственных личностных особенностях и социальных представлениях о них; искаженное видение и понимание собственных индивидуальных (психологических и, в ряде случаев, физических) особенностей (незначимым приписывается ведущее значение; выраженные особенности вытесняются; искажается понимание социальной значимости тех или иных свойств, и др.).

- эгоцентрическая «картина собственной жизни», «личный миф», не только оправдывающий поведение, но и представляющий его как позитивное, оптимальное;

- представление о себе как о постоянно находящемся в центре внимания окружающих, причем центром, а иногда и источником действий остальных людей выступают даже малозначительные действия подростка;

- эгоцентрическое видение социального окружения - искажение понимания не только обязательности принятых в обществе норм, но и причин социальных санкций, осуществляемых в ответ на те или иные формы поведения подростка; приписывание обществу «злой воли»; искаженная система ценностей; т.н. «явное лицемерие» - декларируемые нормы поведения обязательны для окружающих, но самим подростком не исполняются, и др.

Страницы: 1 2


Конституциальная психология Шелдона.
Шелдон родился в 1899 году в Уорвике в 1919 году получил степень бакалавра, в последствие получил степень магистра в Колорадо. В 1933 году он получил степень доктора медицины – также в Чикагском университете. С 1924 по 1926 год он преподавал психологию в Чикагском университете, а затем был в течение года ассистентом и в Чикагском универ ...

Самоактуализация
По Гольдштейну, это – основной мотив; в сущности – это единственный мотив организма. То, что выглядит как различные влечения – голод, секс, власть, достижения, любопытство – лишь проявление главной силы жизни, – само-актуализации. Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, они актуализируются, обрет ...

Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение. Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и ...