Заключение
Страница 1

Известно, что воздействие любых событий воспринимается, интерпретируется и направляет деятельность субъекта через его «Я-концепцию». Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе. Она выступает как следствие и предпосылка социального опыта [Словарь практического психолога, 1997]. Именно поэтому важно формирование адекватной, неэгоцентрической, Я–концепции. Для успешной социализации подростка важно не только соответствие его поведения принятым нравственно-правовым нормам, но и адекватное понимание им самого себя как члена социума и собственного поведения, каким оно предстает в глазах окружающих. В психологии показано, что подростковый возраст характеризуется эгоцентризмом в сфере рассуждений, поведении, отношениях с окружающими. Следует ли полагать, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту вообще, обостряются в случаях отклонения развития от нормы, в частности, у подростков? Мы поставили задачу эмпирического исследования особенностей аффективно-личностного эгоцентризма подростков. Аффективно-личностный эгоцентризм проявляется в ряде специфических феноменов в представлениях субъекта о самом себе и партнере по взаимодействию: «воображаемая аудитория», «личный миф»; «явное лицемерие» и «сфокусированность на себе».

В исследовании мы использовали совокупность методов разной направленности. Целью исследования было сопоставление выраженности аффективно-личностного эгоцентризма подростков и их социально благополучных сверстников. Было обследовано 50 юношей и девушек 12-17 лет. Изучалась выраженность эгоцентрических феноменов «личный миф», «сфокусированность на себе», «воображаемая аудитория» и введенного нами на основании данных работы с социально дезадаптированными подростками феномена «эгоцентризм в области оценки социальных норм и санкций». Мы показали, что независимо от возраста, подросткам присуще эгоцентрическое видение себя как члена социума. Это проявляется как:

- наличие эгоцентрических представлений о разнообразных чертах собственной личности, недоступных пониманию окружающих, и являющихся абсолютно специфическими и уникальными; выраженное рассогласование представлений о собственных личностных особенностях и социальных представлениях о них; искаженное видение и понимание собственных индивидуальных (психологических и, в ряде случаев, физических) особенностей (незначимым приписывается ведущее значение; выраженные особенности вытесняются; искажается понимание социальной значимости тех или иных свойств, и др.).

- эгоцентрическая «картина собственной жизни», «личный миф», не только оправдывающий поведение, но и представляющий его как позитивное, оптимальное;

- представление о себе как о постоянно находящемся в центре внимания окружающих, причем центром, а иногда и источником действий остальных людей выступают даже малозначительные действия подростка;

- эгоцентрическое видение социального окружения - искажение понимания не только обязательности принятых в обществе норм, но и причин социальных санкций, осуществляемых в ответ на те или иные формы поведения подростка; приписывание обществу «злой воли»; искаженная система ценностей; т.н. «явное лицемерие» - декларируемые нормы поведения обязательны для окружающих, но самим подростком не исполняются, и др.

Страницы: 1 2


Методика № 4 «МЦВ» (Методика цветовых выборов)
Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой стороной вверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить что он должен выбрать цвет таковой, не пытаясь соотнести его с любимом цветом одежды, цветом глаз и т.д. Карточки с выбранным цветом ...

Психологические эффекты массовой коммуникации. Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты - изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товар ...

Классификация СПТ как одной из областей применения активных групповых методов
Существует множество методов воздействия, которые можно было бы отнести к активным групповым методам. Как уже говорилось выше, область применения АГМ чрезвычайно широка. В настоящее время существует целый комплекс АГМ, различных и по целям, и по способам воздействия, и по многим другим характеристикам. Единой классификации АГМ не суще ...