Заключение
Страница 2

- эгоцентрическая «сфокусированность на себе», неспособность осознать возможности расхождения между собственным пониманием мира, пониманием мира другим человеком и объективным состоянием реальности.

Такая картина социального мира и себя самого субъективно переживается подростком как верная и не требующая коррекции. Мы показали, что аффективно-личностный эгоцентризм подростков играет роль своего рода защитного механизма. Он так искажает смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям подростка о себе. Феномен эгоцентризма проявляется в виде тенденции к созданию «второй» реальности, специфика которой обусловлена индивидуальным «жизненным путем» подростка. Преобладание в структуре эгоцентризма тех или иных компонентов позволяет типологизировать стратегии эгоцентрического видения мира подростком. Первая – преобладание эгоцентризма в области оценки социального мира, что позволяет подростку представить собственное поведение как оправданное и нормальное в силу того, что окружение эгоцентрически описывается как неадекватное и несправедливое. Вторая стратегия связана с искажениями представлений подростка о собственной личности. Это позволяет подростку представить своё поведение и собственные личностные особенности в качестве показателей уникальной успешной социализации, глубокого понимания современного мира, особой личностной организации, заслуживающей безусловной популярности. Таким образом, аффективно-личностный эгоцентризм оказывается препятствием для успешной социализации подростка. Это последнее должно быть учтено при организации психологической помощи школьникам. Эгоцентризм преодолевается при столкновении равноправных позиций, что подчеркивает значимость групповой формы работы с подростками. Столкновение позиции субъекта с иной точкой зрения должно рождать не попытки «обесценить» или исказить свое или чужое понимание мира, а необходимость поиска путей соотнесения, возможностей совместности в понимании явлений мира (в том числе, социального). Поэтому задачей психологической помощи становится коррекция понимания подростком себя и других, чему, в свою очередь, служат развитие рефлексии, навыков понимания мотивов собственного поведения и совладания с собой, уменьшение остроты внутренних проблем, навязчивости психологических конфликтов, мотивационные изменения. Открытие подростку возможности увидеть себя иным, в том числе иным в социальном отношении – одна из важнейших задач психологической помощи.

[1] Тест взят из книги: Е.И. Розов. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос, 1998. - Кн. 2. - С. 144.

Страницы: 1 2 


Попытки объяснить отклонения
Природа и содержание девиантного поведения широко варьируются по мере перехода от прошлого к настоящему и от одного общества к другому. Мы должны попытаться найти этому объяснение. В последующих разделах мы обсудим несколько основных теорий девиации, при этом особое внимание будет уделено теории преступлений. Ни одна из теорий не дает и ...

Объектные и субъектные свойства человека индивида
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо‑исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям вне ...

Основы психологических знаний о личности. Вербальные и невербальные средства общения.
План: 1. Характеристика вербального общения. 2. Характеристика невербального общения. 1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, чело ...