Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отсюда соответствующие модели данной группы конфликтов.
Причины данного конфликта в содержании самого дела, взаимодействия самих людей, в его организации; причем не только в недостатках этой организации, но и в заданной противоречивости такого взаимодействия. Развитие конфликта определяется содержательной природой, характером самого взаимодействия.
Основные варианты:
1. Конфликт рассогласования. Очевидно, что, контактируя друг с другом, люди должны согласовывать свои усилия. Нет такого согласования - и сразу осложнения взаимодействия, повод и причина для столкновения. Это касается не только серьезного делового взаимодействия, но и достаточно поверхностных контактов между людьми. Например, если в ходе обычного разговора один из партнеров начнет отвлекаться и перестанет слушать собеседника, то это приведет к рассогласованию общения и создаст основу пусть очень мелкого, но столкновения. Несогласованность усилий порождает массу поводов для столкновений. И чем более значим для сторон вопрос, по которому они выступают во взаимодействие и кооперируют свои усилия, тем более чреваты конфликтом недостатки согласованности.
2. Конфликт делового конвейера. В данном случае имеется в виду такая организация дела, когда результаты работы одного партнера становятся предметом для другого. Понятно, что недоработки первого и завышенные требования второго нередко становятся причинами конфликта. Так, если упростить, оперативный работник должен найти преступника, с которым затем работает следователь. И если этот деловой конвейер не отлажен, то возникают трения и конфликтные столкновения.
3. Конфликт обслуживания. Сфера обслуживания традиционно в нашей стране являлась источником многих конфликтов. В то же время сам этот термин, пожалуй, ближе не к слову " слуга", а к понятию "служба", что и в наше время многими недостаточно понимается. Причем имеется в виду, прежде всего, " профессиональное обслуживание". Для органов внутренних дел понятие это привычное, например, "оперативное обслуживание". И, тем не менее, недостатков здесь, порождающих соответствующие конфликты, много. Особенно это касается взаимодействия сотрудников с гражданами.
4. Конфликт противоречивости заданных целей. Как ни крути, какие высокие соображения ни привлекай, а все-таки у проверяющего и у того, кого проверяют, цели все-таки разные. Еще более это очевидно на примере взаимодействия сотрудника и преступника. Именно поэтому конфликтность является специфической чертой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
При диагностике данного конфликта полезно учитывать, что стороны, заблуждаясь или сознательно, довольно часто представляют содержательно-деловой конфликт как индивидуально - детерминированный, пытаясь перевалить вину на друг друга. Встречается и обратный вариант, когда собственные "грехи" пытаются представить как производственные издержки. Основное направление в урегулировании и разрешении здесь - нормализация, отлаживание самого делового взаимодействия, устранение недостатков его организации.
Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс немыслим без в ...
Классификация
памяти по характеру целей деятельности
Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без конт ...
Выполнение
решений
С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном и организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений [43] (Табл.1.5.).
Таблица 1.5.
Модели принятия решений в профессиональной дея ...
Разделы