Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-нормативного конфликта определяется, прежде всего, соотнесенностью норм с потребностями и возможностями людей в их выполнении.
Основные варианты:
1. Конфликт несоблюдения установленных норм и предписаний. Невыполнение служебных обязанностей, должностных предписаний, требований профессиональной этики, взятых на себя обязательств, нарушение дисциплинарных норм, уставных взаимоотношений, этикета поведения - все это весьма распространенные причины конфликтов.
2. Конфликт противоречия формального и неформального. Поведение людей в профессиональных, служебных и иных ситуациях регулируются не только официально установленными, обычно документально закрепленными нормами, но и неофициальными, нигде не записанными установлениями, соблюдаемыми данным коллективом, данной группы людей. Причем второе часто оказывается не менее важным, чем первое. Их несовпадение - очаг и зона постоянной конфликтности.
3. Конфликт ненормированности. Пространство взаимодействия людей - колоссально, и далеко не все оно нормировано. Зона ненормированности - также источник постоянных столкновений." А почему я должен делать это?", " А где это записано?" -высказывания такого рода - типичный признак поведения в данных ситуациях.
4. Конфликт бюрократизма. Хождение по инстанциями, столкновения с бюрократом, чиновником, не желающим ничего понимать, кроме формальных пунктов инструкций, - это известно многим. Позиция бюрократа - следование не столько букве закона, сколько букве инструкции, нежелание вникнуть в суть дела и решить его, используя иные, вполне законные нормы. К тому же опытный бюрократ весьма искусен, владеет испытанным арсеналом приемов поведения, так что "пройти" его весьма сложно. Разрешение конфликтной проблемы в данном случае через апелляцию к соответствующим законам и нормам, через процедуры убеждения и доказательства - весьма затруднительно. Привлечение власти вышестоящего руководителя и использование психологического воздействия - часто более эффективные способы.
При диагностике данного конфликта:
хорошо заметна центрация предмета конфликта на соответствующих нормах и установках;
бывает крайне необходима соответствующая нормативная компетентность, а нередко и обращение к специалистам для консультации по сути проблемы.
Основное направление урегулирования и разрешения этого конфликта - преодоление недостатков и совершенствование нормативной (в широком смысле) организации взаимодействия конфликтующих сторон.
Приложения
Приложение 1. Методика «Мотивация выбора медицинской профессии» (адаптация А.П. Васильковой).
Текст опросника
«Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?»
1. Желание лечить людей.
2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей.
3. Возможность заботиться о здоровье своих близких.
4. Престиж профессии и семей ...
Сравнительный анализ социально-психологической адаптации первичного и
контрольного исследования
Из полигонов частот, видно, что общий уровень социально-психологической адаптированности вырос с27,2 балла до 33,5 балла, т.е. с низкого уровня вырос почти до среднего.
При первичном исследовании было выявлено только трое учащихся (02, 09, 10)- 30%, имеющих нормальный уровень социально-психологической адаптированности, остальные 70% уч ...
Психологическое обследование заикающихся.
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.
Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и и ...
Разделы