Формальный конфликт (модель № 10)

Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-нормативного конфликта определяется, прежде всего, соотнесенностью норм с потребностями и возможностями людей в их выполнении.

Основные варианты:

1. Конфликт несоблюдения установленных норм и предписаний. Невыполнение служебных обязанностей, должностных предписаний, требований профессиональной этики, взятых на себя обязательств, нарушение дисциплинарных норм, уставных взаимоотношений, этикета поведения - все это весьма распространенные причины конфликтов.

2. Конфликт противоречия формального и неформального. Поведение людей в профессиональных, служебных и иных ситуациях регулируются не только официально установленными, обычно документально закрепленными нормами, но и неофициальными, нигде не записанными установлениями, соблюдаемыми данным коллективом, данной группы людей. Причем второе часто оказывается не менее важным, чем первое. Их несовпадение - очаг и зона постоянной конфликтности.

3. Конфликт ненормированности. Пространство взаимодействия людей - колоссально, и далеко не все оно нормировано. Зона ненормированности - также источник постоянных столкновений." А почему я должен делать это?", " А где это записано?" -высказывания такого рода - типичный признак поведения в данных ситуациях.

4. Конфликт бюрократизма. Хождение по инстанциями, столкновения с бюрократом, чиновником, не желающим ничего понимать, кроме формальных пунктов инструкций, - это известно многим. Позиция бюрократа - следование не столько букве закона, сколько букве инструкции, нежелание вникнуть в суть дела и решить его, используя иные, вполне законные нормы. К тому же опытный бюрократ весьма искусен, владеет испытанным арсеналом приемов поведения, так что "пройти" его весьма сложно. Разрешение конфликтной проблемы в данном случае через апелляцию к соответствующим законам и нормам, через процедуры убеждения и доказательства - весьма затруднительно. Привлечение власти вышестоящего руководителя и использование психологического воздействия - часто более эффективные способы.

При диагностике данного конфликта:

хорошо заметна центрация предмета конфликта на соответствующих нормах и установках;

бывает крайне необходима соответствующая нормативная компетентность, а нередко и обращение к специалистам для консультации по сути проблемы.

Основное направление урегулирования и разрешения этого конфликта - преодоление недостатков и совершенствование нормативной (в широком смысле) организации взаимодействия конфликтующих сторон.


Речь
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоватьс ...

Объектные и субъектные свойства человека
Субъективные свойства –это свойства доступные для познания исключительно в процессе взаимодействия с человеком, проистекающим из устройства его жизни. Объективный признак класса млекопитающих взаимодействия ребёнка и взрослых. ...

Анализ результатов первичного исследования по опроснику Басса-Дарки
Цель: исследование уровня агрессивности. Дата проведения: 22.04.2005г. Проанализируем данные полученные при использовании опросника. Прежде всего, обращает на себя внимание высокий уровень враждебности в группе – 11 б., при верхней границе нормы 10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность наблюдается у семерых учащихся ( ...