Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-нормативного конфликта определяется, прежде всего, соотнесенностью норм с потребностями и возможностями людей в их выполнении.
Основные варианты:
1. Конфликт несоблюдения установленных норм и предписаний. Невыполнение служебных обязанностей, должностных предписаний, требований профессиональной этики, взятых на себя обязательств, нарушение дисциплинарных норм, уставных взаимоотношений, этикета поведения - все это весьма распространенные причины конфликтов.
2. Конфликт противоречия формального и неформального. Поведение людей в профессиональных, служебных и иных ситуациях регулируются не только официально установленными, обычно документально закрепленными нормами, но и неофициальными, нигде не записанными установлениями, соблюдаемыми данным коллективом, данной группы людей. Причем второе часто оказывается не менее важным, чем первое. Их несовпадение - очаг и зона постоянной конфликтности.
3. Конфликт ненормированности. Пространство взаимодействия людей - колоссально, и далеко не все оно нормировано. Зона ненормированности - также источник постоянных столкновений." А почему я должен делать это?", " А где это записано?" -высказывания такого рода - типичный признак поведения в данных ситуациях.
4. Конфликт бюрократизма. Хождение по инстанциями, столкновения с бюрократом, чиновником, не желающим ничего понимать, кроме формальных пунктов инструкций, - это известно многим. Позиция бюрократа - следование не столько букве закона, сколько букве инструкции, нежелание вникнуть в суть дела и решить его, используя иные, вполне законные нормы. К тому же опытный бюрократ весьма искусен, владеет испытанным арсеналом приемов поведения, так что "пройти" его весьма сложно. Разрешение конфликтной проблемы в данном случае через апелляцию к соответствующим законам и нормам, через процедуры убеждения и доказательства - весьма затруднительно. Привлечение власти вышестоящего руководителя и использование психологического воздействия - часто более эффективные способы.
При диагностике данного конфликта:
хорошо заметна центрация предмета конфликта на соответствующих нормах и установках;
бывает крайне необходима соответствующая нормативная компетентность, а нередко и обращение к специалистам для консультации по сути проблемы.
Основное направление урегулирования и разрешения этого конфликта - преодоление недостатков и совершенствование нормативной (в широком смысле) организации взаимодействия конфликтующих сторон.
Методы диагностики восприятия
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагалась серия рисунков, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5. Материал к методике «Чего не хватает на этих рисунках?»
На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: «Определи и назови ...
Теоретическая часть. Стиль управления в отечественных исследованиях.
Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Проблемой стиля управления в организациях стали серьезно интересоваться относительно недавно – в начале этого века[1].
Стиль управления преимущественно выражается в том, какими ...
Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся ...
Разделы