Системный конфликт (модель № 12)

Это конфликт, в котором столкновение сторон детерминировано системными, надсистемными, глобальными факторами, а сами стороны выступают в роли "винтиков", мелких элементов этих систем, схематически близок к организованному конфликту, однако в отличие от последнего "кукловод" здесь глобален, недоступен и непонятен, а также зачастую безличен, за ним скрываются мощные социальные и природные силы. Часто разворачивается по вертикали, когда в роли одной из конфликтующих сторон, преимущественно обороняющейся, оказываются руководители, реализующие действие надсистемных факторов. Развитие конфликта определяется мощью системных и надсистемных факторов, стечением обстоятельств, осознанием и пониманием конфликтующими сторонами причин возникшей проблемы.

Основные варианты:

Конфликт несоответствия целей и задач, поставленных перед системой, нагрузки на систему ее возможностям. Так, если милицию заставить вести несвойственные ей военные действия, то между отдельными ее элементами нарастают трения и конфликтные столкновения. Перегрузка любой системы приводит к разбалансированию и повышенному износу элементов системы. Происходит перекачивание конфликтности извне внутрь системы и, прежде всего, во внутриличностную сферу, а затем в межличностные контакты, во внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия.

Конфликт ресурсной необеспеченности системы. Задержки выплат денежного содержания - характерный для последнего времени пример такого рода конфликта. Конфликтные столкновения с непосредственными и ближайшими руководителями мало помогают - денег у них просто нет, а там "наверху", сделать ничего не могут. Системный дефицит ресурсов порождает множественные частные конфликты за спорные ресурсные объекты.

Конфликт системной нерешенности организационно - управленческих проблем. Различного рода организационно - структурные перестройки (переподчинения, сокращения одних структур, формирование других и т.п.) - феномен хорошо известный. Они затрагивают интересы многих людей и всегда порождают немало конфликтов. Однако если на метасистемном уровне нет порядка и устойчивости, то "внизу" как раз и возникает масса конфликтов, непосредственные участники которых, страдая от них, ничего не могут поделать с этими проблемами. Не случайно говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Конфликт культурных институтов. За столкновением конкретных людей, например, верующего и атеиста, сторонника компартии и демократов, могут лежать реалии более глубокие, чем просто личные убеждения и групповые ценности или интересы или интересы той или иной конкретной организации. Это явления более высокого уровня - реалии культуры, социальные институты.

О разрешении системных, институциональных конфликтов применительно к деятельности практического психолога говорить сложно, а основное направление их урегулирования заключается в выводе конкретного конфликта из зоны действия системных, институциональных, метасистемных факторов, в формировании у конфликтующих сторон понимания подлинных причин конфликта.


Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение. Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением и ...

Физиологические свойства человека
Психика возникла и развивается в непрерывном взаимодействии с окружающим физическим миром. Характер и результаты этого взаимодействия определяются конкретными условиями нашей планеты. Достаточно устойчивые периодические изменения физических условий, связанные с переходами от дня к ночи, от зимы к лету, сила тяжести, определяющая точку о ...

Изучение особенностей подросткового возраста. Подростковый возраст. Общая характеристика возраста
Подростковый возраст и его хронологические границы долгое время вызывали и продолжают вызывать вопросы исследователей. В существующих классификациях нет однозначного определения границ подросткового возраста. Тем не менее, традиционно подростками называют учащихся средней ступени обучения в возрасте 11-12 – 15 лет.[17] «Развитие познав ...