Системный конфликт (модель № 12)

Это конфликт, в котором столкновение сторон детерминировано системными, надсистемными, глобальными факторами, а сами стороны выступают в роли "винтиков", мелких элементов этих систем, схематически близок к организованному конфликту, однако в отличие от последнего "кукловод" здесь глобален, недоступен и непонятен, а также зачастую безличен, за ним скрываются мощные социальные и природные силы. Часто разворачивается по вертикали, когда в роли одной из конфликтующих сторон, преимущественно обороняющейся, оказываются руководители, реализующие действие надсистемных факторов. Развитие конфликта определяется мощью системных и надсистемных факторов, стечением обстоятельств, осознанием и пониманием конфликтующими сторонами причин возникшей проблемы.

Основные варианты:

Конфликт несоответствия целей и задач, поставленных перед системой, нагрузки на систему ее возможностям. Так, если милицию заставить вести несвойственные ей военные действия, то между отдельными ее элементами нарастают трения и конфликтные столкновения. Перегрузка любой системы приводит к разбалансированию и повышенному износу элементов системы. Происходит перекачивание конфликтности извне внутрь системы и, прежде всего, во внутриличностную сферу, а затем в межличностные контакты, во внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия.

Конфликт ресурсной необеспеченности системы. Задержки выплат денежного содержания - характерный для последнего времени пример такого рода конфликта. Конфликтные столкновения с непосредственными и ближайшими руководителями мало помогают - денег у них просто нет, а там "наверху", сделать ничего не могут. Системный дефицит ресурсов порождает множественные частные конфликты за спорные ресурсные объекты.

Конфликт системной нерешенности организационно - управленческих проблем. Различного рода организационно - структурные перестройки (переподчинения, сокращения одних структур, формирование других и т.п.) - феномен хорошо известный. Они затрагивают интересы многих людей и всегда порождают немало конфликтов. Однако если на метасистемном уровне нет порядка и устойчивости, то "внизу" как раз и возникает масса конфликтов, непосредственные участники которых, страдая от них, ничего не могут поделать с этими проблемами. Не случайно говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное.

Конфликт культурных институтов. За столкновением конкретных людей, например, верующего и атеиста, сторонника компартии и демократов, могут лежать реалии более глубокие, чем просто личные убеждения и групповые ценности или интересы или интересы той или иной конкретной организации. Это явления более высокого уровня - реалии культуры, социальные институты.

О разрешении системных, институциональных конфликтов применительно к деятельности практического психолога говорить сложно, а основное направление их урегулирования заключается в выводе конкретного конфликта из зоны действия системных, институциональных, метасистемных факторов, в формировании у конфликтующих сторон понимания подлинных причин конфликта.


Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления по типу искажения, страхи как следствие гиперсензитивности детей с РДА
Ощущения и восприятие. Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физичес ...

Влияние уровня притязаний и самооценки на престижность профессионального выбора
Для анализа результатов поместим их в таблицу. Уровень Притязаний, % Уровень самооценки, % Степень расхождений, % Сочетание параметров, говорящих о норм. личн. развитии, % Сочетание параметров, говорящих о неблагопр. личн. развитии, % Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень высокий Высокий ...

Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации умственно-отсталых подростков
Специальные образовательные школы являются одним из звеньев общей системы образования. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных школах 8-г ...