Родительская семья — важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности.
Стадия ранней социализации, которая происходит в семье, — важнейший период в развитии ребенка, период, когда должны полностью удовлетворяться основные потребности ребенка: потребность в безопасности и развитии. Если эти базовые потребности депривированы, во второй период социализации, который осуществляется в школе, ребенок входит с грузом подавленной активности и недостатком опыта положительной самореализации.
Искажение системы ценностных ориентации в обществе дезориентирует и дезорганизует личность, делает ее эмоционально неустойчивой, ведет к конфликтному поведению, деформация общества ведет к деформации личности. В маленькой ячейке общества - семье, как в капле воды отражается массовый всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей.
Э. Фромм подтверждает значимость семейных установок на формирование личности ребенка. "Семья - есть своего рода "психологический посредник" общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем».
Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.М. Трапезникова, изучая агрессивность в связи со стилями семейного воспитания, указывают на то, что авторитарные родители формируют тип агрессивного ребенка, у которого не складываются отношения с окружающими людьми. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания рассматривают в своих работах Е.П. Арнаутова и В.М. Иванова (см. приложение Б).
Перегруженность человека негативными эмоциями закономерно ведет к появлению враждебности, конфликтам. Свои негативные эмоции родители часто «выливают» на детей, «срывают» на них зло. По утверждению А.А. Реан, жестокое обращение с детьми ведет к развитию агрессивности, превращает ее в жизненный стиль личности. В связи с этим проблема взаимосвязи стилей семейных отношений с агрессивным поведением личности приобретает особую актуальность. От того как складываются отношения взрослого и ребенка зависит нервно-психическое и моральное здоровье будущей личности взрослого человека.
Взаимосвязь среды и агрессивности личности широко изучается в психологии. В частности, Л.С. Выготский [18, с. 381] писал: «Изучать надо среду ребенка: раньше всего надо изучить, что она означает для ребенка, каково отношения ребенка к отдельным сторонам этой среды».
Более того, некоторые исследователи, в частности, О.А. Никитина., изучая причины жестокого обращения с детьми, выделяют, помимо психиатрического (психическое нездоровье родителей) и социального (нарушение характера взаимодействия между ребенком и его ближайшем социальным окружением, в частности, родителями) и ситуационный подход к вопросу о намеренном нанесении детям психологических и физических травм.
Результаты исследований социальной идентичности на протяжении ряда лет показывают, что семья остается одной из ведущих групп идентификаций россиян. Однако сейчас уже ясно, что семья в наше время не всегда может сохранить свою структурную и психологическую основу, она оказалась весьма чувствительной к социальным переменам, и так же, как и другие традиционные социальные институты, подвержена разрушительным процессам.
Современная семья явно не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Автор концепции конфликта поколений Дж. Колсман считает, что если в прошлом семья готовила молодого человека к вступлению в общество, то в современных условиях она уже не может более осуществлять эту функцию. Родители, по его мнению, неспособны попятьте огромные перемены, которые произошли в обществе со времени их собственной молодости, и поэтому не могут поставить себя па место своих собственных детей. А поскольку молодые люди имеют, как правило, более высокую восприимчивость к изменениям культурных стереотипов, то у них на самом деле мало общего с их родителями. Вероятно, в этом есть доля разумного и для российской действительности. Психологи и социальные педагоги многочисленных Центров констатируют, что отношения между родителями и подростком в современной семье действительно характеризуются с обеих сторон отсутствием взаимопонимания, нежеланием считаться с чувствами другого, попытками мелочного контроля нал подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей.
Внимание: понятие и формы проявления. Понятие категории Внимания
Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психи ...
Предрасположенность к творчеству
Творчество –
деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Творческое воображение –
вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.
Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти свои ...
Исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень
развития сюжетно-ролевой игры.
Объектом предпринятого нами исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста, как один из показателей формирования личности.
Предмет исследования
- влияние уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры.
Исследование проводилось в старшей группе д/с № 40 г. Кемерово. В исследовании ...



Разделы