Материалы » Психология ребенка » Исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры.

Исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры.
Страница 1

Объектом предпринятого нами исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста, как один из показателей формирования личности.

Предмет исследования

- влияние уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры.

Исследование проводилось в старшей группе д/с № 40 г. Кемерово. В исследовании участвовало 15 человек в возрасте 5-6 лет (7 мальчиков и 8 девочек).

Для выполнения исследования было выбрано два метода:

1. Диагностическая методика “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей”

- для определения самооценки старших дошкольников;

2. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой в естественных условиях

- для определения уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Процедура исследования самооценки по методике “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей” состоит из трех этапов. Индивидуальное исследование начинается с непринужденного разговора.

На I этапе экспериментатор показывает ребенку лист бумаги с изображением лесенки (см. Приложение № 1, рис. 1) “Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на самой верхней окажутся самые хорошие дети, ниже - просто хорошие, затем средние, но тоже хорошие, далее - плохие, на самой нижней ступеньке - самые плохие”. Затем просят нарисовать или отметить себя на той ступеньки, которой ребенок соответствует по его мнению, и просят Объяснить выбор.

На втором этапе предлагают поместить фигурку туда, куда, по его мнению, его поставят мама и другие близкие родственники. Необходим ос просить: “Кто поставит тебя на саму верхнюю и самую нижнюю ступень?” и попросить объяснить ответ.

На третьем

этапе ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами себя в настоящем, себя в будущем и себя таким, как его видят родители.

Анализ результатов проводился следующим образом: сопоставляются результаты всех трех этапов. Обращаю внимание на то, проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о своих взаимоотношениях со взрослыми, каким ребенок считает себя. на какую из ступенек ставит себя, может ли он объяснить свой выбор, каково соотношение между самооценкой ребенка и оценкой близкими, Сравнение рисунков и их анализ производится как вы обычных проективных, рисуночных методиках таких как : “Дом, дерево, человек”, “Портрет человека”, “Самопортрет” и т.п.

Второй метод, который мы использовали в своем исследовании -наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей в естественных условиях. Анализ протоколов этого наблюдения выполняется по схеме:

1 - замысел игры, постановка игровых целей и задач;

2 - содержание игры;

3 - сюжет игры;

4 - выполнение роли и взаимодействия детей в игре;

5 - игровые действия и игровые предметы;

6 - игровые правила;

7 - достижение результата игры;

8 - особенности конфликтов в игре;

9 - игровая среда;

10 - роль взрослого в руководстве игрой.

В нашем исследовании наибольшее внимание мы уделяли первому этапу агностической методики (анализируя остальную информацию, как дополнительную). Эта работа, для подтверждения полученных результатов Повторялась 3 раза. Затем, выделив группы детей с разным уровнем самооценки (высокая, нормальная, низкая, неопределенная), мы вели наблюдение за тем как представители этих групп играют.

Полученных результаты диагностики по методике “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей” представлены в Приложении № 2 (табл. 3.1. и 3.2.)

Как свидетельствуют данные табл. 3.1. из общего количества продиагностированных детей (15 человек):

- 6 человек имеют высокую самооценку, оценивая себя в основном как “хороших” и “очень хороших” во всех трех предъявляемых методиках;

- 6 человек оценивают себя как “хороших” или “средних, но тоже хороших” что говорит о среднем уровне самооценки у них;

- 2 человека оценивающих себя в подавляющем числе случаев как “плохих” и “самых плохих” имеют низкий уровень самооценки;

- один ребенок во время исследования показывал очень разноречивые результаты, поэтому уровень его самооценки определить нам так и не удалось.

Из табл. 3.2. (см. Приложение № 1) видно, что нам удалось сгруппировать детей в 4 группы в зависимости от их уровня самооценки. Самыми многочисленными и равными по количеству оказались группы с высоким и средним уровнем. С нашей точки зрения, такое положение дел можно рассматривать как положительный фактор, т.к. низкий уровень самооценки в данной группе детей оказался только у 13 %.

Страницы: 1 2


Особенности развития слухоречевой памяти дошкольников в норме и при речевых нарушениях
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...

Спорный объект ("кто сильнее", "кто кого") (модель № 3)
Это одна из наиболее классических схем детерминации конфликта: два человека, если брать идеальный случай, нормальные люди без внутриличностных конфликтов, достаточно совместимые, начинают конфликтовать из-за чего-то третьего, соперничают за некоторый спорный объект. Основной механизм детерминации конфликта - мотивационный, желание овла ...

Ньютоно-картезианское заклятие механистической науки
В течение последних трех столетий в западной науке господствовала ньютоно-картезианская парадигма - система мышления, основанная на трудах британского естествоиспытателя Исаака Ньютона и французского философа Рене Декарта. Используя эту модель, физика добилась удивительного прогресса и завоевала себе солидную репутацию среди всех прочих ...