Что касается Семена Р., у которого нам не удалось выяснить уровень самооценки, так оказалось, что он новичок в группе и, по словам воспитателя, ищет пока свое место среди детей, проявляет себя очень по-разному, и чувствует себя, похоже, не совсем уютно.
Итак, нам удалось выявить уровень самооценки детей и на следующем этапе мы проводили наблюдение за тем, как они, имеющие разную самооценку, играют в сюжетно-ролевые игры. Нам удалось выявить некоторые особенности игры детей с разным уровнем самооценки. Рассмотрим их.
Дети II группы (средний уровень самооценки) выбирают тему игры из названных взрослым, но дружно, из III группы (низкий уровень самооценки) попредложению взрослого, из 1 группы (высокий уровень самооценки) -самостоятельно выбирают тему для игры.
Дети I и II групп словесно формулируют цель и предлагают другим детям, в том числе и из III группы. Последние, в свою очередь ее только принимают или не принимают, не предлагая своей.
Представители I и II групп создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми в семье, в школе, в больнице и др. Дети из III и IV групп наблюдают за выполнением роли другими или выполняют свои роли по непосредственным указаниям других.
Дети III группы используют в самостоятельной игре только 1 сюжет, по их словам “любимый”. Представители III группы используют для игры сюжеты кинофильмов, книг, сказок, ситуаций из жизни и т.д. Они объединяются в один сюжет и прослеживается цепочка событий. Дети с высоким уровнем самооценки показывают, кроме того, способность творчески и самостоятельно развивать сюжет.
Что касается выполнения ролей и их выбора, то стоит отметить, что дети всех четырех групп имеют любые роли. Но если дети III и IV групп не соглашаются выполнять новые для них роли, то представители II и I групп делают такие попытки.
Ребята старшей группы, не зависимо от того, какой уровень самооценки они имеют, все активно используют предметы заместители, некоторые игровые действия заменяют словами; играют с воображаемыми предметами.
Анализируя выполнение правил детьми отметим, что представители III группы в некоторых случаях даже не замечают нарушения игровых правил. Дети из П группы осознают, что соблюдение правил является условием реализации ролей.
Ребята свысоким уровнем самооценки не только осознают и соблюдают, но и негативно и бурно реагируют резкими замечаниями, повышая голос и этим вызывают обиду других детей.
По разному происходит достижение результата игры. Дети с низкой самооценкой часто выходят из игры не доиграв, переключаются на другую деятельность. Из-за этого среди играющих возникают конфликты. Дети II группы доводят игру до конца и получают некий результат, а дети из I группы, кроме того оставляют продолжение сюжета на следующий день, что говорит о длительном развитии сюжетно- ролевой игры на долгое время. Отметим, что в течение игры ко взрослым с вопросами и за помощью в разрешении конфликтов обращаются только дети из II и III группы.
Как говорилось выше, единственны представитель IV группы с неопределенным уровнем самооценки - новичок с характерными для его положения особенностями в поведении. Фактически получилось так, что в исследовании зависимости уровня сюжетно-ролевой игры от уровня самооценки он не участвовал, т.е. мы проанализировали особенности игровой деятельности только трех групп детей с высоким, средним и низким уровнем самооценки. На основании этого анализа можно говорить о зависимости уровня развития сюжетно-ролевой игры от самооценки старшего дошкольника.
Как видно из схемы 3.1. (см. Приложение № 3), оба ребенка, у которых мы продиагностировали низкий уровень самооценки имеют и низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры. Из шести детей со средним уровнем самооценки четверо имеют средний и двое высокий уровни развития сюжетно-ролевой игры. Из шести человек с высоким уровнем самооценки четверо имеют высокий и по одному средний и низкий уровни развития сюжетно-ролевой игры.
Все выше сказанное говорит о том, что прямой зависимости уровня развития сюжетно-ролевой игры от уровня самооценки ребенка старшего дошкольного возраста не существует, но явно прослеживается влияние уровня самооценки на уровень развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
История исследования личности
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых как А.Ф. Лазурский, Т. Оляпорт, Р. Кеттел и другие. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить ...
Социальная адаптация агрессивных детей
В социологии принято выделять две фазы социализации: адаптацию и интериоризацию (интернализацию). Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) чаще всего определяется как:
1) приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды;
2) вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных ус ...
Психологическое консультирование в ситуации развода в исследовании Алешиной
Ю.Е.
Психолог Алешина Ю.Е. [1] рассматривает целый класс проблем, связанных с переживанием расставания с партнером. К ним можно отнести случаи охлаждения в отношениях, вплоть до их прекращения или развода, проблемы и переживания, связанные с самим процессом развода.
При любых проблемах клиента естественное начало работы —подробный рассказ о ...



Разделы