Очевидно, что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также Лунева А., а наименьшим - Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболее благополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большое число отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что молодые люди слабо включены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезно относятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременно процесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров - Попова и Луневой. Анализ выборов, отраженных в социоматрице и социометрической "мишени" позитивных выборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционирует группа юношей и группа девушек. Основу "мужской" подгруппы составляет Попов, Альмухамедов, Стручалин. А основу "женской" - Лунева, Красноперова и Иванова. Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочки выбирают мальчиков и наоборот.
9 15
7 12
1
2
11
10
3 спл=0,28
5 14
6 4 13
8
На "социометрической мишени" во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге - молодые люди, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге - молодые люди с нулевым статусом, во внешнем круге - с отрицательным статусом.
Анализ "мишени" предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому "стекаются" все позитивные выборы. Это Попов.
Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28) свидетельствует о:
недостаточной зрелости группы;
о том, что взаимоотношения членов группы слабо опосредованы совместной деятельностью;
предположительно, юноши и девушки могут иметь трудно совместимые жизненные ценности;
переживания отдельных членов группы редко даны другим как мотивы деятельности;
Подводя черту под всем вышеизложенным, сделаем следующие выводы:
Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;
Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия;
Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы;
Исследование взаимоотношений студентов в группе показало, что группа, образованная молодыми людьми развита по типу ассоциации, что свидетельствует о невысоком уровне развития в ней совместной деятельности;
В объединении достаточно четко выделяется группа девушек и группа юношей, каждая со своим лидером;
Ценность каждого участника объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют отрицательные социометрические статусы;
Позитивные взаимоотношения молодых людей можно развивать, используя методику формирования позитивного психологического климата в коллективе.
Задачи по курсу
Введение в психологию:
1)Предметом психологии является психика человека. И до сих пор остается спорным вопрос – что же является психикой человека?
6)Душа, как и психика, отражает человеческое «Я», и каждый человек стремится «скрыть» себя. Поэтому заглянуть в чужую душу невозможно.
13)Каждый человек имеет возможности, но не каждый их ...
Символические жесты
Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы з ...
Применение социально психологического тренинга
Комплекс проблем, затрагиваемых при изучении "прикладных аспектов тренинга", является своеобразной "горячей точкой" и заслуживает более обстоятельного рассмотрения.
"С точки зрения задач и разнообразных вариантов его использования в настоящее время тренинг в первую очередь призван обслуживать определенные сферы ...
Разделы