Заключение

Сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в СУЗах, чем на поступление в ВУЗ. С одной стороны, это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой - связано с худшей успеваемостью, трудными материальными возможностями неполной семьи. В неполных семьях матери больше привлекают подростков к выполнению хозяйственных обязанностей, заботе о младших братьях и сестрах. Отношения с матерью оценивают как хорошие 73 % подростков из полных и лишь 58 % из неполных семей. Последние реже информируют матерей о своих делах, у них чаще не совпадают мнения по многим вопросам. Большинство правонарушений и девиаций совершается подростками из неполных семей. Причины здесь разные. Одинокие родители располагают меньшим количеством времени для воспитания ребенка, они постоянно должны заботиться о материальном достатке в семье. Отсутствие авторитета отца в материнской семье порождает массу педагогических проблем. Асоциальное поведение ребенка может быть реакцией на развод родителей, предразводную конфликтную ситуацию в семье, и на свой особый "социальный статус". На эффективность воспитания ребенка в неполной семье влияют типичные ошибки:

· "гиперопека", когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;

· отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке ("чтобы он был не хуже, чем другие") может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов;

· препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого "искоренения" унаследованных от него качеств. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужскому полу вообще;

· двойственное отношение к ребенку, проявляющееся либо в приступах "чрезмерной любви", либо во вспышках раздражения, когда на нем вымещают собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии развитием у ребенка невроза;

· стремление матери сделать ребенка "образцовым, несмотря на то, что у него нет отца". Результаты могут быть неопределенными, так как ребенок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает "бунтовать", что детерминирует его активный уход в неформальные группы;

· девиантное поведение матери в силу ее безответственности, примитивных интересов; недоброжелательного отношения к ребенку, который напоминает женщине о ее неудачах в личной жизни.

Изучение последствий разводов свидетельствуют, что дети из распавшихся семей в дальнейшем испытывают затруднения в следовании принятым в обществе моделям поведения, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. Эти особенности наблюдаются в последствии и в младшем школьном возрасте, что бывает причиной отклоняющегося поведения. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений. В дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами и в построении счастливой семьи. На основании анализа многих исследований, можно сделать вывод, что дети, которые воспитывались одинокой матерью, в большей мере страдают нарушениями умственной и эмоциональной сферы, у них затруднен процесс социальной адаптации.


Сравнительный анализ состояния агрессии первичного и контрольного исследования
Сравнительная гистограмма уровня агрессивности /Рисунок №19/. Рис. 19. Сравнительная гистограмма уровня агрессивности Прежде всего, обращает на себя внимание заметное снижение уровня индекса агрессивности – с 20 до 18,3 балла. Если при первичном исследовании было выявлено 70% учащихся с высоким уровнем агрессивности, то при контрол ...

Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство -- все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными . Некоторые из них закреплены в устойчивых соче ...

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики
В группе мальчиков четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура, объясняющая 40,83% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к оказанию помощи и поддержки другим – склонность к разрушающему собственное здоровье поведению» у данной группы объясняет 27,74% дисперсии ...