Если на компьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять тип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска.
Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.
Выборка: 23 человека.
Возраст учащихся: 14-16 лет.
База исследования: 8 «г» класс Сыктывкарской школы №38.
Этапы исследования:
I. Исследовательский этап
II. Аналитический этап
Исследовательский этап:
Цель: исследовать особенности характера и уровень компьютерной зависимости.
Задачи:
1. исследовать типы акцентуаций характера.
2. исследовать уровень компьютерной зависимости.
Для исследования типов акцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.
18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.
12-17 баллов – скрытая акцентуация.
Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.
Для исследования компьютерной зависимости использован «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» [19, с.138] . Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «никогда» - 1 балл, за ответ «редко» - 2 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «очень часто» - 4 балла. Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости.
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости.
На стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.
Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
Если более 38 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию. Аналитический этап:
Специфика учебной и спортивной деятельности
Под деятельностью, как категорийным понятием, понимается «динами-чесая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (Словарь-спавочник под ред. В.У. Агеевца, 1996, с. 87). ...
Экспериментальное
исследование по выявлению роли нравственно-психологических основ в супружеских
отношениях. Методы и организация экспериментального исследования
Для исследования по выявлению роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар (супруги в возрасте до 35 лет, для всех участников эксперимента брак первый, продолжительность совместной жизни от 1 года до 6 лет).
Цель эксперимента: Выявить роль н ...
Анализ влияния личностных особенностей работников служб экстренного вызова
на процесс принятия решений
Данные, полученные с помощью нашего комплекса психодиагностических методик, позволяют в должной мере проиллюстрировать как внешние составляющие особенностей испытуемых (тип поведения в конфликте) так и внутренние психические особенности (акцентуации личности, конституционные факторы, склонность к риску и рациональность при принятии реше ...
Разделы