Материалы » Характер и компьютерная зависимость » Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости. Программа эмпирического исследования.

Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости. Программа эмпирического исследования.
Страница 1

Если на компьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять тип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска.

Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.

Выборка: 23 человека.

Возраст учащихся: 14-16 лет.

База исследования: 8 «г» класс Сыктывкарской школы №38.

Этапы исследования:

I. Исследовательский этап

II. Аналитический этап

Исследовательский этап:

Цель: исследовать особенности характера и уровень компьютерной зависимости.

Задачи:

1. исследовать типы акцентуаций характера.

2. исследовать уровень компьютерной зависимости.

Для исследования типов акцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.

18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.

12-17 баллов – скрытая акцентуация.

Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.

Для исследования компьютерной зависимости использован «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» [19, с.138] . Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «никогда» - 1 балл, за ответ «редко» - 2 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «очень часто» - 4 балла. Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости.

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости.

На стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

Если более 38 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию. Аналитический этап:

Страницы: 1 2


Исторически сложившиеся трактовки причин девиации
В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть резуль­тат деградации к более ранним стадиям челове ...

Самореализация личности. Потребность личности в самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её ...

Опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности».
Цель: диагностика особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценка эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого вопросника дают представление как об общей тревожности – эмоциональном состоянии ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь ...