Если на компьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет ли влиять тип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла в основу нашего научного поиска.
Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.
Выборка: 23 человека.
Возраст учащихся: 14-16 лет.
База исследования: 8 «г» класс Сыктывкарской школы №38.
Этапы исследования:
I. Исследовательский этап
II. Аналитический этап
Исследовательский этап:
Цель: исследовать особенности характера и уровень компьютерной зависимости.
Задачи:
1. исследовать типы акцентуаций характера.
2. исследовать уровень компьютерной зависимости.
Для исследования типов акцентуации характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.
18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.
12-17 баллов – скрытая акцентуация.
Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу.
Для исследования компьютерной зависимости использован «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» [19, с.138] . Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «никогда» - 1 балл, за ответ «редко» - 2 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «очень часто» - 4 балла. Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости.
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости.
На стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.
Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
Если более 38 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию. Аналитический этап:
Восприятие прекрасного
Если дать обезьянам бумагу, краски и кисть, то большинство из них тотчас с огромным воодушевлением примутся рисовать. При этом обезьяны действуют очень аккуратно. Рисуя, они редко залезают за край листа, довольно искусно делят плоскость бумаги на части. Возникают картины, довольно сильно напоминающие произведения современного абстрактно ...
Характер как основа формирования компьютерной зависимости у подростков. Характер
как психологическая категория .
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь вес ...
Конфликт "личность - группа" ("один
против всех" или "все на одного") (модель № 5)
Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена.
Развитие конфликта определяется:
позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член груп ...



Разделы