Семейная психология » Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака

Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
Страница 4

Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. Е. Дюваль (E. M. Duvall, 1957), например, выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семью новой личности (ребенка). Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости детей.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Ученые предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основание такой классификации. В частности Дж. Бернард и Л. Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждый из которых различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием:

1. I стадия: начало семьи, замужняя пара без детей, продолжительность приблизительно 2 года,

2. II стадия: рождение детей и уход за ними - приблизительно 2, 5 года,

3. III стадия: семья с детьми-дошкольниками (до 6 лет) - приблизительно 3, 5 года,

4. IV стадия: семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) - приблизительно 7 лет,

5. V стадия: семья с подростками (тинэйджерами) (от 13 до 20 лет) - приблизительно 7 лет,

6. VI стадия: семья как ячейка, которую начинают покидать дети (старшие обзавелись собственной семьей, младшие готовы последовать за ними) - приблизительно 6, 5 лет,

7. VII стадия: семья в середине пути («пустое гнездо», до момента выхода супругов на пенсию) - приблизительно 13, 5 лет,

8. VIII стадия: пожилая семья (выход на пенсию, до момента смерти обоих супругов) - приблизительно 16 лет и более.

Самыми интенсивными и напряженными считаются II и III стадии цикла, занимающие вместе около 6 лет. Мать с детьми-дошкольниками особенно перегружена заботами и работой, для нее это период наибольшей усталости. По мере взросления детей ее нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.

Некоторые ученые делят жизненный цикл семьи на 5 стадий:

1. приспосабливание пары к семейному положению;

2. рождение детей;

3. воспитание детей;

4. подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни;

5. старение.

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и «морально» поддерживают родители.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Понятие и теория детского эгоцентризма
При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира. У чрезвычайно одарённого у ребенка складывается устойчивая положительная самооценк ...

Причины агрессивности
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей. 2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу. Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До определенного момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обраща ...

Типология характеров
Попытки построения типологии характера были во всей истории психологии: в начале 19 в.- немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, позже американцем У. Шелдоном, в наши дни – Э. Фроммом, А.Е. Личко и др. Все типологии исходили из ряда общих идей: 1.Характер формируется рано, в онтогенезе, на протяжении жизни проявляется более или ме ...