Семейная психология » Роль нравственно-психологических основ в супружеских отношениях

Роль нравственно-психологических основ в супружеских отношениях
Страница 2

Интенсивные чувства, особенно гнев, неприемлемы. Выражение сильных чувств не поощряется. Избегание конфликтов - типичная реакция для таких пар.

4. Эмоционально экспрессивные. Это наиболее бурный, взрывоопасный и нестабильный супружеский стиль, но вместе с тем наиболее вовлекающий, полный веселого задора. Близость подобна аккордеону - то очень тесная, то подобна непреодолимой пропасти. Эмоции, будь это радость или гнев, переживаются и выражаются в полную силу. Эмоционально экспрессивные пары ценят «вулканическую» интимность, они не боятся конфликтов и гнева.

Таким образом, в супружеских отношениях большое значение имеет самореализация. Самореализация через обязательства перед партнером и доверительное отношение к нему - один из основных способов развития человеком своего внутреннего потенциала, для того чтобы достичь духовной целостности и испытывать удовлетворение от своей жизни. Это форма самоактуализации, которая делает возможным гармоничное объединение многих разных аспектов личности. Самореализация через обязательства и доверие - это часть психической эволюции личности, описание которой было дано многими исследователями в области теории личности, включая Юнга (1939, 1965), Гольдштейна (1939) и Адлера (1927). Имеющие обязательства и доверяющие супруги могут успешно объединить свой опыт раздельного и совместного существования вместе с чувством связанности со всем миром. Таково определение того, что значит духовная полнота в продолжительных отношениях.

Если партнеры не могут достичь самореализации посредством обязательств и доверительного отношения, чаще всего они сообщают об отсутствии чувства любви и о неспособности ощущать «связь» со своим партнером. Это представляет серьезную угрозу стабильности пары, а также способности партнеров эффективно выстаивать три остальных основополагающих принципа-устойчивости, социальной поддержки и адаптации.

В современных теориях личности по-разному описывается процесс самореализации. Самая популярная и наиболее исследованная теория личности - гуманистическая теория личности Маслоу (Maslow, 1970). Маслоу утверждал, что люди имеют мотивацию действовать определенным образом, чтобы сократить напряжение. Иногда люди пытаются удовлетворить потребности в выживании или безопасности (D-потреб-ности – «дефицитарные»). В другое время мотивацией выступает потребность в самоактуализации и реализации своего потенциала (В-потребности – «связанные с бытием»). Удовлетворение D- потребностей всегда должно предшествовать удовлетворению В-потребностей. Таким образом, когда муж устал, у него не будет мотивации вести важный разговор со своей женой - у него возникнет желание отправиться спать.

Так Маслоу описал иерархию человеческих ценностей. Самые сильные и наиболее непреодолимые - физиологические потребности в пище, питье, отдыхе, кислороде, крове и сексуальных отношениях. Эти потребности будут всегда превалировать над другими потребностями, если самоактуализированные решения человека не будут мотивировать его к воздержанию во имя более высоких целей. Далее следуют потребности в безопасности, которые требуют создания упорядоченного, стабильного и предсказуемого мира. На этом уровне мы имеем домашний комфорт и предсказуемую постоянную работу. Третий уровень потребностей - это потребность принадлежать кому-то и любить. Как только реализовываются потребности в безопасности и человек чувствует психологическое удовлетворение, он начинает стремиться реализовать потребность в любви и привязанности. Потребности в любви и привязанности удовлетворяются главным образом супругами, но группы в сообществе, друзья и родственники также очень важны. Далее возникает потребность в реализации чувства собственного достоинства. Когда удовлетворены более низкие потребности, становится важным получить уважение, признание и статус от других, а в особенности от своего супруга. Самые высшие потребности - это потребности в самоактуализации. Эти потребности варьируются у разных людей, но все они указывают на то, что человеку необходимо реализовать свой высший потенциал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Ценностно-ориентационные особенностистаршеклассников
С 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические особенности юношей стали обозначать как «юношеский комплекс». В это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке други ...

Психологическая педагогика как наука. Исторические аспекты педагогической психологии
В развитии и становлении психологической педагогики как науки можно выделить три этапа. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Второй - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагог ...

Психологические эффекты массовой коммуникации. Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные эффекты - изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения к товар ...