Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте
Страница 1

Мораль — это «нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность» [24, с. 365].

Вообще в большинстве учений нравственность отождествляется с моралью. В зарубежной психологии морали вопрос о существовании «нравственной позиции человека» нравственного поступка, нравственного сознания и т.п. вообще не возникает: западные психологи употребляют такие понятия как «моральное познание», «моральный поступок», «моральная личность».

Но, не смотря на это В.В. Знаков считает, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требования к правилам поведения и межличностных отношений, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им) [14].

Таким образом, в данной работе мы так же будем различать мораль и нравственность. Под моралью мы будем понимать «подсистему ценностных ориентаций личности» [1, с. 34] на систему норм, требования к правилам поведения и межличностных отношений, предъявляемых человеку обществом. Под нравственностью, – характеристику психологической структуры личности отвергающей или принимающей требования общества, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им.

Следовательно, моральное самосознание можно определить как процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения с учетом системы норм, требований к правилам поведения и межличностным отношениям, предъявляемых человеку обществом. А нравственное самосознание определяется как интегративное личностное образование, проявляющееся в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями социума.

Моральное сознание, моральное самосознание формируется поэтапно, и в «каждом возрастном периоде действуют свои психологические механизмы и закономерности» [10, с. 174]. Изучением психологических механизмов и закономерностей самосознания, морального самосознания в подростковом возрасте занимались такие ученые как: Л.И. Божович, М.И. Боришевский, Л.С. Выготский, Л. Колберг, В.А. Крутецкий, Ж. Пиаже, А.А. Хвостов и др.

В нашей работе мы не стремимся рассмотреть все имеющиеся концепции исследования данного вопроса в отечественной и зарубежной психологии. Поэтому остановимся лишь на наиболее влиятельных, на наш взгляд, помогающих увидеть современное состояние проблемы и тенденции ее развития.

«Большое влияние на формирование психологии морали в зарубежной психологии, предметом которой является изучение совокупности проблем нравственного развития личности, ее нравственного самосознания и поведения и характерной чертой которой выступает своеобразный синтез эмпирической психологии, прикладной этики и практической педагогики, оказала теория когнитивного развития Ж. Пиаже.

Основной темой его исследований явились вопросы, связанные с формированием познавательных способностей ребенка и влиянием их на поведение.

Ж. Пиаже выделяет три стадии морального мышления детей школьного возраста: «морального реализма» (10-11 лет), «моральной кооперации» (подростковый возраст), «морального равенства» (юношество и взросление). Теория когнитивного развития исходит из того, что люди различаются не только по объему своих моральных знаний и по пониманию моральных принципов, но и по типу рассуждений, сопровождающих действия и оценки. Отсюда делается утверждение о важности моральных знаний и убеждений для поведения людей, начиная с детского возраста.

Наиболее полно теория когнитивного развития получила отражение у последователя Ж. Пиаже, американского психолога Л. Колберга, основная цель которого заключалась в выяснении вопроса, что такое нравственное развитие личности и как оно достигается, исходя из параллелизма логической и моральной стадий развития личности.

Рассматривая нравственное развитие человека, Л. Колберг выстраивает целую систему, в которой выделяет такие уровни как «доморальный», «конвенциальной морали» и «автономной морали», в каждом из которых, ради получения взамен благ, поощрений, в свою очередь, он предусматривает определенные стадии развития.

Так, «доморальный уровень» представлен следующими стадиями: нулевой – «хорошо то, что я хочу, и что мне нравится»; первой – послушание из страха быть наказанным; второй – характеризующейся гедонизмом, послушанием.

Уровень «конвенциальной морали» представлен третьей стадией, на которой ребенку свойственна ориентация на мнение значимых для него людей, имеет место конформность; и четвертой стадией, для которой типична ориентация на поддержание установленных правил и форм поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методика экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Организация исследования
Целью констатирующего этапа исследования является выявления особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Задачи констатирующего этапа: 1. выявление уровня самооценки у подростков с нарушением интеллекта. 2. изучение особенностей оценки личностных качеств подростками с нарушением интеллекта 3. выявление эмоциональной ...

Анализ цикла занятий «Мир дома моего».
Цель цикла занятий: Активизация социального образа представления подростка о себе в настоящем и будущем. Первое занятие стимулирует частичное осознание подростком себя как меняющегося во времени субъекта. Однако 50% подростков словесно рисуют себя с негативной точки зрения и только после беседы психологом подростки находят в своих че ...

Деловой конфликт (модель № 9)
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отс ...