Принцип структурности» предполагает рассматривать изучаемое явление как определенную систему взаимосвязанных компонентов, позволяет проникнуть вовнутрь изучаемого нами феномена, увидеть его активизирующие и регулирующие механизмы, его внутреннее строение.
Принцип целостности можно охарактеризовать как своеобразное обобщение, трансформацию категорий «часть» и «целое», законов их взаимодействия.
Целое является синтезом частей, причем синтез таков, что у целого появляются свойства качественно нового типа по сравнению с частями его составляющими. В этом смысле понятия «часть» и «целое» отражают качественную разнородность явлений и внутреннюю дифференциацию объектов, последнее предполагает деление их на элементные (части) и составные (целое), а также разграничение на простое и сложное.
Принцип системности давно получил выражение в трудах многих психологов: в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в «физиологии активности» Н.А. Бернштейна, а также в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других психологов.
Применение системного подхода позволит нам выявить этапность в развитии и изменении данного явления, раскрыть его сущность, структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, его функции, активность, жизнедеятельность, равно как и функции, составляющих нравственное сознание элементов. Установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции; его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие; его взаимодействие с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым (общественным сознанием), его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития.
Принцип связи сознания и деятельности, еще в 30-х годах отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выразил мысль о единстве психики, сознания и деятельности. «Деятельность и сознание, – писал он, образуют органическое целое, не тождество, но единство» [30, с. 636].
Теснейшая связь сознания и деятельности вытекает, во-первых, из того обстоятельства, что главная функция сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность взаимоотношений с миром на основе его деятельности; во-вторых, из того обстоятельства, что деятельность всегда является активностью личности; в-третьих, компоненты сознательной регуляции деятельности развиваются только в процессе активных взаимодействий между человеком и миром, причем ход этого развития определяется качеством деятельности, которая, в свою очередь, детерминируется внутренними и внешними условиями взаимодействия.
В результате деятельностного подхода явления в морали рассматриваются как продукты человеческой деятельности, а последняя становится объектом анализа, так как установлена зависимость структуры сознания от структуры деятельности. Через деятельность реализуются нравственные качества личности, и одновременно осуществляется форма связи ее с обществом.
Итак, сознание и деятельность тесно связаны между собой. Все психические процессы (волевые, эмоциональные, познавательные) всегда протекают в какой-то деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее [4].
Таким образом, опираясь на теоретические положения Л.С. Выготского, а так же на положения системного подхода, представителями которого являются Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др., учитывающим выше перечисленные принципы. Мы будем рассматривать особенности становления морального самосознания в подростковом возрасте.
Но прежде, чем перейти к рассмотрению особенностей становления и развития морального самосознания, определим границы подросткового возраста. Анализ психологической литературы показал, что наиболее адекватно грани подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении психологических новообразований, обуславливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации «…границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами» [38, с. 193].
«Своеобразие подростка состоит в том, что у него появляется интерес к своему внутреннему миру; его поведение и деятельность начинают опосредоваться самосознанием. Происходит осознание себя с точки зрения своих индивидных (физических, функциональных), личностных и субъектных качеств. В этом заключается более высокий уровень развития личности, позволяющий подростку самому осуществлять отбор желаемых качеств, их тренировку и сознательное управление собственным поведением на основе этих качеств, т. е. заниматься самовоспитанием.
Для младшего подростка (11-12 лет) характерна ярко выраженная потребность в самоутверждении. Впервые осознавая свои достоинства и недостатки, он начинает активно, в соответствии со своими представлениями о собственных качествах, стремиться занять определенную позицию в классном коллективе. А.П. Краковский в своем исследовании установил, что у пятиклассников самооценка стабилизируется по сравнению с учащимися четвертых классов, у которых определение своих возможностей колеблется в зависимости от критических замечаний взрослых и от собственных удач или неудач. Поскольку пятиклассник начинает впервые оценивать не только свои поступки, но и качества своей личности, наблюдается их значительная переоценка. Своеобразие данной фазы подросткового периода состоит в том, что формирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, выполняющие социальную функцию и выступающие в качестве критериев регуляции внутригрупповых отношений.
Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)
Результаты мето ...
Возникновение
психологии как науки
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, ...
Этапы развития человека как субъекта. профессиональной
деятельности
Для уяснения некоторых особенностей учащихся на стадии их подготовки к труду и выбору профессии, проектирования своего жизненного пути можно рассмотреть краткий обзор развития человека как субъекта профессиональной деятельности, сделанный академиком Климовым Е.А.
Стадия предыгры («эпоха раннего детства» по переорганизации Эльконина Д.Б ...



Разделы