Материалы » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте
Страница 6

Здесь можно сделать вывод о том, что при глобальной разработанности проблем подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми вопросы гендерной специфики морального самосознания подростков.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что проведенный анализ литературы по изучаемой проблеме морального самосознания в подростковом возрасте показал, что его исследование в настоящее время ведется в основном через его отдельные компоненты: аффективный, когнитивный, поведенческий. Это позволяет определить значимость различных компонентов, их удельный вес в структуре изучаемого явления, но не дает полного представления о нем.

Полагаем, что это ограничение можно избежать, если следовать основным методологическим принципам исследования морального сознания: детерминизма, диалектики, структурности, целостности, системности, единства связи сознания и деятельности.

Эти принципы предполагают, что развитие морального сознания личности осуществляется под воздействием как внешней, так и внутренней детерминации; дают возможность рассматривать изучаемое явление как определенную систему взаимосвязанных компонентов; позволяют рассматривать в единстве «внешнее» и «внутреннее», социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое. А так же дают возможность определить этапность в развитии и изменении данного явления, раскрыть его сущность, структуру; познать целое посредством синтеза его частей. Позволяют рассматривать явления в морали как продукты человеческой деятельности, где мораль становится объектом анализа, так как установлена зависимость структуры сознания от структуры деятельности. Через деятельность реализуются нравственные качества личности, и одновременно осуществляется форма связи ее с обществом.

Именно эти принципы, в частности, принцип структурности, учитываются в культурно-исторической концепции С.Л. Выготского, а так же представителями системного подхода: Н.А. Бернштейном, Б.Ф. Ломовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими. Поэтому, в данной работе при исследовании морального самосознания подростков, мы будем руководствоваться принципом структурности, а так же опираться на положения концепции С.Л. Выготского.

Это позволит нам судить о становление морального самосознания подростка посредством накопления им представлений о самом себе, затем по степени узнавания себя, все более обоснованного и все более связного. Далее, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка должна привести его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности. И только тогда появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности, в том числе, и по моральным, нравственным критериям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Методы защиты от стресса
Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем делает мычеловек? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь. «Забивая» стресс едой, алкоголем или т ...

Формальный конфликт (модель № 10)
Взаимодействие людей организованно не только содержательно-деятельным, но и формально-нормативным образом, т.е. через правовые, но и этические, психологические, технологические и иные. Различного рода проблемы, связанные с соблюдением норм, их соответствием друг другом, самой жизни и становятся причинами конфликтов. Развитие формально-н ...

Предрасположенность к творчеству
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества. Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти свои ...