Здесь можно сделать вывод о том, что при глобальной разработанности проблем подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных исследователей на сегодняшний день остаются недостаточно раскрытыми вопросы гендерной специфики морального самосознания подростков.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что проведенный анализ литературы по изучаемой проблеме морального самосознания в подростковом возрасте показал, что его исследование в настоящее время ведется в основном через его отдельные компоненты: аффективный, когнитивный, поведенческий. Это позволяет определить значимость различных компонентов, их удельный вес в структуре изучаемого явления, но не дает полного представления о нем.
Полагаем, что это ограничение можно избежать, если следовать основным методологическим принципам исследования морального сознания: детерминизма, диалектики, структурности, целостности, системности, единства связи сознания и деятельности.
Эти принципы предполагают, что развитие морального сознания личности осуществляется под воздействием как внешней, так и внутренней детерминации; дают возможность рассматривать изучаемое явление как определенную систему взаимосвязанных компонентов; позволяют рассматривать в единстве «внешнее» и «внутреннее», социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое. А так же дают возможность определить этапность в развитии и изменении данного явления, раскрыть его сущность, структуру; познать целое посредством синтеза его частей. Позволяют рассматривать явления в морали как продукты человеческой деятельности, где мораль становится объектом анализа, так как установлена зависимость структуры сознания от структуры деятельности. Через деятельность реализуются нравственные качества личности, и одновременно осуществляется форма связи ее с обществом.
Именно эти принципы, в частности, принцип структурности, учитываются в культурно-исторической концепции С.Л. Выготского, а так же представителями системного подхода: Н.А. Бернштейном, Б.Ф. Ломовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими. Поэтому, в данной работе при исследовании морального самосознания подростков, мы будем руководствоваться принципом структурности, а так же опираться на положения концепции С.Л. Выготского.
Это позволит нам судить о становление морального самосознания подростка посредством накопления им представлений о самом себе, затем по степени узнавания себя, все более обоснованного и все более связного. Далее, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. Дальнейшая интеграция самосознания подростка должна привести его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности. И только тогда появляется способность суждения в отношении себя и самооценки своей личности, в том числе, и по моральным, нравственным критериям.
Методики изучения адаптированности к деятельности
Состояние адаптированности студентов определялось по двум критериям: объективному (успешности деятельности) и субъективному (удовлетворенности ею). Использовались методики диагностики адаптированности к двум видам деятельности: учебной и спортивной.
Методики изучения учебной адаптированности студентов.
1. Успешность учебной деятельн ...
Виды эксплицитных функций человеческой психики
1. Коммуникативные функции - психическое направление на образование связи человека с объектами.
2. Информационные - коммуникативные функции в процессе общения людей выступают вместе с информацией.
3. Когнитивные функции - возникают из способностей чел. оперировать полученными знаниями внутреннем плане своего индивидуального сознания. ...
Умение 3
Ситуация 1.
Какое слово лишнее в этом ряду: электродинамика, алгебра, механика, акустика, оптика, аэродинамика, термодинамика, гидростатика?
Решение:
№
Алгоритм
Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1
Выделение классификационного признака
Все данные слова, за исключением одного – назван ...



Разделы