Пятая линия развития состоит в переходе к суждениям о себе по внутренним моральным критериям, которые начинают применяться ребенком и подростком для оценки своей личности и которые заимствуются ими из «объективной» культуры. Буземан говорит, что до одиннадцати лет ребенок судит себя по шкале: сильный – слабый, здоровый – больной, красивый – безобразный. За стадией «зигфридовской» морали, согласно которой телесные добродетели и красота составляют все, в развитии ребенка следует мораль умений. Ребенок горд тем, что он умеет делать то или другое, благодаря чему он может снискать уважение взрослых.
Под влиянием взрослых, выдвигающих формулу «ты должен нам повиноваться», ребенок вступает в стадию оценки, которая определяется тем, что хотят от него взрослые. Многие дети, в особенности девочки, останавливаются на стадии морали повиновения.
Следующая ступень развития приводит к коллективной морали и достигается (хотя и не всеми) к 17-ти годам.
Шестая – и последняя линия развития самосознания и личности подростка заключается в нарастании интериндивидуальной вариации. По мере все более зрелого развития задатков и большой длительности влияния среды люди всё менее становятся похожими друг на друга.
Таким образом, устанавливается три существенных момента, характеризующих самосознание в переходном возрасте:
1) рефлексия, и основанное на ней самосознание, представлены в развитии, где самосознание производный факт в психологии подростка, возникающий не путем открытия; а путем длительного развития;
2) обнаружение связи между развитием самосознанием и социальным развитием подростка (где различия необходимо объяснять с точки зрения иной структуры, иного типа самосознания);
3) самосознание – сущность, поддающаяся эмпирическому анализу, где рефлексия влияет перестраивающем образом на субъект, выступает третичным условием формирования личности, ее внутренних, моральных критериев (первичное условие – наследственность, задатки; вторичное – окружающая среда).
Таким образом, мы видим, что возникновение самосознания означает переход к новому принципу развития, к образованию третичных признаков; истинное содержание развития функций в переходном возрасте, состоящее из образования новых связей, новых отношений, новых структурных сцеплений между различными функциями [10;11].
Подобный анализ развития функции самосознания и их влияния на развитие психических процессов и личности подростка дает возможность сделать вывод о динамичности развития самосознания, его структур, о переходе на качественно другие уровни по мере становления личности.
Хвостов А.А. считает, что моральное самосознание имеет весьма сложную структуру. Он выделяет в нем моральные ценности, принципы, концепции «аморализма», долга и справедливости, представления о нравственных качествах личности. Он считает, что эти компоненты предопределяют, в частности, решение моральных конфликтов, отношение к нормам поведения, в том числе и к нормам тактичности и вежливости [41, с. 41].
Таким образом, проведенный анализ литературы по изучаемой проблеме морального самосознания показал, что его исследование в настоящее время ведется в основном через его отдельные компоненты: аффективный, когнитивный, поведенческий, что позволяет определить значимость различных компонентов, их удельный вес в структуре изучаемого явления, но не дает полного представления о нем.
Полагаем, что это ограничение можно избежать, если следовать основным методологическим принципам исследования нравственного сознания: детерминизма, диалектики, структурности, целостности, системности, связи сознания и деятельности, к рассмотрению которых мы и переходим.
Детерминистский подход в исследовании нравственного сознания личности ярко прослеживается в работе П.Д. Зотова-Матвеева, позволяет заключить, что развитие нравственного сознания личности осуществляется под воздействием как внешней, так и внутренней детерминации.
В работах отечественных ученых (Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой) подчеркивается, что социальное не просто внешнее для человека, оно тесно связано с внутренним, способно в определенных условиях творить это внутреннее. Эти две детерминации нельзя противопоставлять, так как та и другая оказывают определенное влияние на развитие морального сознания личности.
Противопоставление «внешнего» и «внутреннего» можно снять, если подойти к изучаемому явлению с диалектико-материалистической позиции. Этот подход позволяет рассматривать в единстве «внешнее» и «внутреннее», социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое
Итак, моральное сознание как сложный феномен содержит в себе социальное и индивидуальное, это, позволяет сказать о существование «одного в другом». Именно поэтому рассмотрение данного феномена возможно лишь при опоре на диалектико-материалистическую методологию.
Основные
свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. ...
Результаты исследования морального самосознания подростков во взаимосвязи с
гендерной спецификой
В целом по группе мальчиков-подростков были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 42,316% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор: «Демонстрация ненормативного (неодобряемого) поведение –выбор способов поведения, приводящих к принятию окружающими» объясняет 26,995% дисперсии и представлен ...
Классификация черт характера
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...
Разделы