Семейная психология » Экспериментальное исследование по выявлению роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Методы и организация экспериментального исследования

Экспериментальное исследование по выявлению роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Методы и организация экспериментального исследования

Для исследования по выявлению роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар (супруги в возрасте до 35 лет, для всех участников эксперимента брак первый, продолжительность совместной жизни от 1 года до 6 лет).

Цель эксперимента: Выявить роль нравственно-психологических основ в супружеских отношениях.

Задачи:

1. Изучить проявления типов характера в супружеских отношениях.

2. Рассмотреть влияние самооценки партнеров на супружеские взаимоотношения.

3. Определить согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.

4. Сделать вывод о роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях.

5. Разработать рекомендации по коррекции супружеских отношений.

Для изучения проявления различных типов характера в супружеских отношениях мы использовали тест Тимоти Лири (см. приложение 1).

Опросник представляет собой набор, состоящий из 128 характерологических утверждений, т. е. он дает описание особенностей человека на уровне характера. Он предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств:

1. Доминантность, склонность к руководству, лидерские данные.

2. Уверенность в себе, самостоятельность.

3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм.

4. Независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении.

5. Зависимость, подчиненность, неприспособленность.

6. Неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность.

7. Общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих.

8. Отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.

Степень выраженности каждого свойства оценивается по шестнадцатибалльной шкале. При обработке подсчитывается число определений, относящихся к каждому свойству, выбранных испытуемым.

Для исследования самооценки супругов мы использовали тест «Самооценка» (см. приложение 2). Испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.

Для определения согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре нами использовалась методика «РОП», разработанная А. Н. Волковой. Данная методика входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой (см. приложение 3).

Методика «РОП» позволяет определить:

1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Каждому участнику были выданы бланки и тексты опросников с подробными инструкциями. Участники самостоятельно отвечали на предложенные вопросы. Затем проводилась интерпретация методик, выявлялись «области конфликта» в их семьях.


Результаты и их обсуждение
Согласно результатам проведенных исследований - социометрии и методики Т. Лири, интерпретации и анализу результатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом климате. Результаты социометрического исследования показали, что в группе есть явные лидеры и явные отвергнутые, и тем н ...

Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Содержание образования включает в себя следующие виды знаний: · основные понятия и термины, ...

Понятие и теория детского эгоцентризма
При обследовании психологических особенностей одаренных детей представляется важным сравнительное с нормой изучение выраженности их эгоцентрической позиции. Данная проблема актуальна ввиду часто встречающейся отчужденности таких детей от остального мира. У чрезвычайно одарённого у ребенка складывается устойчивая положительная самооценк ...