Материалы » Развитие психики человека в онтогенезе » Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева

Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева
Страница 4

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, лепке и в это же время идет процесс перехода от наглядно-действенного к образному мышлению. В конце данной стадии, по мнению А.Н.Леонтьева [16], в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).

Поступление ребенка в школу характеризует новый этап развития психики Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и со сверстниками. Изменение социальной ситуации состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей

Начинается этот период, как правило, кризисом 7 лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность – образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С внешней стороны поведения появляется манерничанье как выражение ощущения своего взросления. «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.[4;207-246.] В жизни ребенка появляется, наряду с родителями, и новый значимый человек – учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. Учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Ведущая психическая активность – учебная деятельность. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности: игровую, трудовую, спортивную. Однако ведущее значение в этом возрасте приобретает учение. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны с учебой. Учебная деятельность- это деятельность, направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Ведущая роль учебной деятельности в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, и тогда же происходит развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Он теперь должен не просто запоминать, а должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память имеет образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовой материал, который не требует заучивания. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последовательным, логическим. Также у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связанно с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Анализ результатов исследования
Согласно поставленным задачам исследования на первом этапе констатирующего эксперимента была проведена методика Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханиной «Шкала самооценки». Рассмотрим группу детей с нормальным интеллектуальным развитием . Наблюдение за детьми во время выполнения методик показали, что они с интересом выполняли задания, полностью в ...

Методы исследования
Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы. Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень стресса. Данное исследование показало, что из 25 рабо ...

Проприум – развитие себя.
Ни один персонолог, и в особенности Олпорт, не считает, что личность – это лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Разумно поэтому предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценк ...