Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Влияние самооценки на адаптированность к спорту

Влияние самооценки на адаптированность к спорту
Страница 1

В данном параграфе представлены результаты изучения взаимосвязей характеристик самооценки (ее уровня, адекватности и степени дифференциро­ванности) с показателями адаптированности студентов к спортивной деятель­ности по объективному (успешность) и субъективному (удовлетворенность) критериям.

Корреляционный анализ показал, что уровень самооценки достаточно сильно влияет на субъективные показатели адаптированности студентов к спортивной деятельности, и за счет них - на общую адаптированность к спор­ту (р < 0,05). Обнаружено 8 связей из 9 гипотетически возможных, причем 4 из них достигают 99% уровня достоверности.

Наиболее сильными являются связи уровня самооценки с удовлетворен­ностью спортивными успехами (р < 0,001), процессом занятий спортом, физи­ческим и личностным самосовершенствованием (р < 0,01). Также у более ус­пешных в спортивном плане студентов выше удовлетворенность общением с тренером и другими спортсменами, вознаграждением за спортивные успехи, а также исполнением своего долга перед значимыми другими (р < 0,05). Кроме того, они больше удовлетворены спортивной деятельностью в целом (р < 0,01). Полученные связи выглядят вполне логичными и в дополнительных объяснениях не нуждаются.

Таблица 30

Достоверные взаимосвязи показателей уровня и дифференцированности самооценки с адаптированностью студентов к учебе

(п = 49; р = 0,28 при р < 0,05; р = 0,36 при р < 0,01; р = 0,45 р при < 0,001)

Показатели адаптированности к спортивной деятельности:

Характеристики самооценки

Уровень

Дифференц-ть

Спортивная успешность (по разряду)

-0,29

Удовлетворенность спортивными успехами

0,50

-0,30

Удовлетворенность спортивным процессом

0,42

Удовлетворенность саморазвитием в спорте

0,36

-0,29

Удовлетворенность общением в спорте

0,30

Удовлетворенность наградой за спорт

0,33

Удовлетворенность исполнением долга

0,35

Общая удовлетворенность спортом

0,41

Общая адаптированность к спорту

0,29

Таким образом, уровень самооценки является значимым фактором фор­мирования адаптированности студентов к спортивной деятельности.

Обращает на себя внимание факт отсутствия достоверной связи между уровнем самооценки и спортивной успешностью. Это может быть объяснено нелинейной формой взаимосвязи данных показателей.

Степень дифференцированности самооценки оказывает довольно слабое влияние на показатели адаптированности студентов к спортивной деятельно­сти - обнаружено лишь 3 достоверных связи, причем уровень их значимости не превышает 95%. Все связи отрицательные - то есть, чем выше уровень дифференцированности самооценки студента, тем более негативное влияние он оказывает на адаптацию к спорту.

Анализ полученных связей показывает, что чем выше дифференциация частных показателей самооценки, тем менее студенты успешны в спортивной деятельности, менее удовлетворены своими результатами и собственным са­мосовершенствованием благодаря спорту (р < 0,05). Меньшая степень адапти­рованности является следствием низкой целостности самооценки.

Нелинейных связей между показателями степени дифференцированности самооценки и адаптированности к спортивной деятельности не обнаружено. -

Связь уровня адекватности самооценки с показателями адаптированно­сти студентов к спорту осуществлялась посредством сравнения характеристик адаптированности у студентов с адекватной и неадекватной (завышенной, за­ниженной самооценкой).

Как показывает таблица 31, студенты с заниженной самооценкой явля­ются гораздо менее адаптированными к спортивной деятельности, чем их аде­кватно оценивающие себя сверстники. Об этом говорят 6 достоверных разли­чий из 9 возможных, 3 из которых достигают 99% уровня достоверности. Не­линейных связей не обнаружено.

Страницы: 1 2 3


Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Содержание образования включает в себя следующие виды знаний: · основные понятия и термины, ...

Подросток как личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию
В последние годы появился ряд исследований, напрямую связывающих поведение современной молодёжи с изменениями, происходящими в ценностно-нормативной системе нашего общества. Так, например, Е.В. Харитонова, исследовавшая взаимосвязь между иерархией ценностей и особенностями агрессивного поведения у подростков, указывает на то, что измене ...

Приложения
Приложение А Этапы становления педагогической психологии Первый этап середина XVII в. - до конца XIX в. Общедидактический Второй этап с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в. педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующ ...