Студенты с заниженной самооценкой являются гораздо менее успешными в спортивной деятельности (р < 0,01). Вероятно, именно неуверенность в себе является фактором того, что студенты в условиях соревнований показывают меньшие успехи по сравнению с учебно-тренировочными занятиями.
Обладатели заниженной самооценки в гораздо меньшей степени удовлетворены достигаемыми ими результатами (р < 0,001), что вполне логично. Также они меньше удовлетворены процессом занятий (р < 0,05) и общением с тренером и другими спортсменами (р < 0,02). Их «закомплексованность» мешает раскрыть в полной мере свой потенциал и наладить дружественные отношения с окружающими. Общая удовлетворенность занятиями спортом закономерно оказалась ниже у студентов с заниженной самооценкой (р < 0,05). Следовательно, человек, низко оценивающий свою личность, склонен низко оценивать и все, чем он занимается, а особенно - свои успехи.
Таблица 31
Особенности адаптированности к спортивной деятельности у студентов с заниженной самооценкой
|
Показатели адаптированности к спортивной деятельности: |
Адекв. |
Заниж. |
Различия | ||
|
X |
X |
d |
t |
Р | |
|
Спортивная успешность (по разряду) |
4,71 |
3,08 |
1,63 |
2,68 |
0,01- |
|
Удовлетворенность успехами |
4,00 |
2,14 |
1,86 |
4,26 |
0,001 |
|
Удовлетворенность процессом |
4,69 |
3,85 |
0,44 |
2,41 |
0,05 |
|
Удовлетворенность саморазвитием |
4,25 |
4,16 |
0,09 |
0,34 |
- |
|
Удовлетворенность общением в спорте |
4,67 |
4,02 |
0,65 |
2,76 |
0,02 |
|
Удовлетворенность наградой за спорт |
2,16 |
2,14 |
0,02 |
0,12 |
- |
|
Удовлетворенность исполнением долга |
3,82 |
3,95 |
0,13 |
0,62 |
- |
|
Общая удовлетворенность спортом |
3,93 |
3,37 |
0,56 |
2,30 |
0,05 |
|
Общая адаптированность к спорту |
4,32 |
3,22 |
1,10 |
3,06 |
0,01 |
Студенты с заниженной самооценкой демонстрируют гораздо меньшую адаптированность к спортивной деятельности, чем их сверстники с адекватной самооценкой (р < 0,01). Таким образом, адекватность самооценки можно причислить к составу адаптивно важных качеств личности спортсмена.
Таблица 32 свидетельствует, что неадекватно завышенная самооценка также является негативным фактором в плане влияния на адаптацию студентов к спортивной деятельности. Получено 5 достоверных различий выраженности показателей адаптированности между группой студентов с адекватной и завышенной самооценкой.
Студенты с завышенной самооценкой оказались менее успешными в спортивной деятельности. Вероятно, причиной этого является неспособность объективно оценить свои возможности.
Спорт как фактор формирования самооценки
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека накладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формирования личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 19 ...
Решение логических задач 2
Ситуация 1.
Кто же преступник?
- Исчезло ровно 2056 марок. Я дважды пересчитывал сумму.
- Кого вы подозреваете в преступлении?
- Откровенно говоря, не знаю,
- Ответил кассир.
- Расскажите, как было дело.
- Это произошло при следующих обстоятельствах. Я пересчитывал деньги. Вдруг в комнате стало темно. Потухла лампа. Я поставил ...
Связь личностных особенностей с профессиональными
интересами в отечественных исследованиях
В отечественной экспериментальной литературе исследования, посвященные проблемам интересов и профессиональных интересов, привлекали многих психологов.
Так, в середине 70–х годов в Тюмени Шавиром П.А. и его коллегами были предприняты попытки соотнести наиболее выраженные интересы и профессиональные намерения учащихся 7 – 10 классов.
Пр ...



Разделы