Теоретические аспекты понятия «профессиональные интересы»
Страница 2

Техническое мышление и интерес к профессии связаны между собой функционально как направленность личности на процесс определенной технико-технологической деятельности. Именно поэтому интерес к профессии развивает техническое мышление, а оно, включая его (интерес), формирует профессиональные интересы и склонности личности. Следовательно, в морфологическом плане они являются аспектами друг друга, а в генетическом – как этап формирования уровня развития.

Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.

Первый уровень – агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.

Второй уровень развития – эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.

Третий уровень развития профессионального интереса – когда интерес к профессии перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе – это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования).

Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. К ним относятся следующие:

1. Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;

2. Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности;

3. Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;

4. Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил.

ВЫВОД: Профессиональный интерес (склонность) – это положительное эмоциональное отношение к профессии. Это динамическая категория: она проходит свои этапы развития, а также уровни развития.

Страницы: 1 2 


Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фак­тах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологиза­ции психологи и педагоги об этих фактах предпо ...

Влияние группы на индивидуума
Немов Р.С. отмечает, что «человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп» (16, с.483). К ...

Факторы развития зависимого поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния. Под биологическимипредпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирова­ния на различные воздействия, например, на алкоголь. Заме­чено, что лица, изначально реагирующие на алкого ...