Материалы » Профессиональное ориентирование в молодежной среде » Исследование профессиональных качеств в молодежной среде. Методы и проведение исследования

Исследование профессиональных качеств в молодежной среде. Методы и проведение исследования
Страница 1

В процессе социализации и профессионального самоопределения, учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъектной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять поиск профессии и подготовку к ней. Иными словами, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем, насколько он подготовлен как субъект деятельности. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения столь важно оценить сформированность субъектной позиции учащегося.

Среди факторов, которые определяют выбор той или иной профессии или сферы труда, важнейшее место отводят выраженности интересов к этому труду. Но для выяснения субъектной позиции учащегося недостаточно знать степень выраженности интереса к данной сфере занятий. Удовлетворенность выбором обеспечивается также подготовленностью учащихся, то есть наличием умений, необходимых для самостоятельной работы, и готовностью преодолевать возможные (обусловленные обстоятельствами выполнения работы) «дискомфортные» состояния: вынужденность и навязанность, ощущение социального давления. У учащихся к седьмому - девятому классам уже формируются представления об имеющихся у них умениях, о том, как переживаются ими принуждение и другие формы давления со стороны взрослых.

С целью изучения гипотезы (академические результаты выше в том случае, когда студент проходит обучение по специальности, соответствующей его профессиональной ориентации) были проведены ряд методик на определение характерных сфер деятельности испытуемых. Тесты на двух группах студентов (по 10 человек) технической специальности. В контрольной группе студенты демонстрировали высокие показатели по успеваемости (средний балл за семестр 4,8), во второй группе академические результаты были ниже (средний балл за семестр 3,6).

Сопоставление интересов и предпочтений с подготовленностью учащихся и их отношением к вынужденному выполнению заданий в разных сферах занятий оказалось возможным благодаря дифференциально-диагностическому опроснику.

Опросник предъявляется несколько раз. При первом предъявлении дается инструкция: «Вам предъявляется список профессиональных занятий. Предлагаются они попарно. Представьте себе, что после соответствующего обучения вас научили выполнять любую работу. Вы все знаете, вы все умеете. Но если бы пришлось выбирать из двух возможных занятий только одно, какое из них вы бы предпочли? В соответствующей графе бланка отметьте крестиком выбранный вами вид занятия».

Список предлагаемых в методике Е.А. Климова вид занятий используется нами без существенных изменений. Многократные испытания подтвердили, с одной стороны, их соотнесенность с указанными сферами интересов, с другой – относительную независимость от этнических, региональных, возрастных и половых факторов. Результаты заполнения бланков ответов обрабатываются по методу, предложенному Е.А. Климовым, - в итоге определяются интересы и предпочтения в мире профессий.

Второе предъявление опросника предваряется новой инструкцией: «Сейчас вам будут еще раз представлены ранее перечисленные виды занятий. Отметьте кружком те, в которых у вас в настоящее время есть хоть какие-нибудь умения. Речь не идет о мастерстве – главное, чтобы у вас были хотя бы простые начальные умения. Поэтому, если вы хоть что-то умеете делать сами в каком-либо виде занятий, отмечайте».

Третье предъявление опросника сопровождается инструкцией: «Сейчас вам снова будут предъявлены виды занятий, с которыми вы уже работали. Каково было бы ваше отношение к каждому из этих занятий, если бы какие-либо причины или обстоятельства вынудили вас его выполнять? Хочется – не хочется, а выполнять надо! Количество проставляемых в клетках бланка плюсов (минусов) должно указывать выраженность вашего положительного (отрицательного) отношения к перечисляемым занятиям в этих условиях:

§ «+ + +» - все равно работал бы с удовольствием (нашел бы в работе интересное для себя);

§ «+ +» - то, то заставляют, мешало бы достичь полного удовлетворения;

§ «+» - скорее бы нравилось, чем не нравилось;

§ «-» - скорее бы не нравилось, чем нравилось;

§ «- -» - работал бы через силу, раз ничего не поделаешь;

§ «- - -» - такая работа была бы для меня настоящим мучением».

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Ср ...

Историческое развитие понятия психики
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа ...

Подростковый возраст
Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возр ...