Материалы » Влияние личностных особенностей девятиклассников на формирование их профессиональных интересов » Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в зарубежных исследованиях

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в зарубежных исследованиях
Страница 1

После определения понятий «интерес» и «профессиональный интерес» перейдем к рассмотрению влияния личностных особенностей на профессиональные интересы.

В зарубежных исследованиях измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. При столь скромном начале тесты интересов постепенно заняли значительное место в разработке теории личности. Толчком к их развитию послужили несколько источников.

Факторный анализ заданий в вопросниках интересов впервые выявил взаимосвязь интересов с другими важными областями поведения личности. Показатели по таким опросникам интересов, как опросники Стронга и Кьюдера, изучались на предмет их корреляции и наличия общих факторов с показателями опросников, построенных на данных об индивиде, форму для изучения личности, дополнительный контрольный перечень, тест изучения ценностей и шкалу догматизма Рокича. В этих исследованиях была установлена существенная связь между отдельными широкими эмоциональными и установочными факторами, с одной стороны, и профессиональными интересами – с другой.

Сравнительные исследования отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых также выявили значительное соответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности. Например, ряд обследований старшеклассников, учащихся колледжей, промышленных рабочих и людей, страдающих нервно-психическими расстройствами, показали, что предрасположенность к несчастным случаям заметно коррелирует с показателями по некоторым профессиональным шкалам. Точно также обследование групп пациентов с различными психическими заболеваниями, в том числе невротиков и алкоголиков, выявили по каждой группе преобладание определенных структур профессиональных интересов.

Более подробная оценка личности испытуемых, получивших высокие показатели по различным шкалам профессиональных интересов, давалась при обследовании 100 офицеров ВВС, проводившемся калифорнийским университетом. Каждому испытуемому предъявлялась батарея тестов и каждый из них проходил интенсивное оценочное обследование при помощью интервью и других методик наблюдения. На основе полученной информации 8 психологов-клиницистов описали испытуемых в соответствии с 76 личностными факторами. Корреляция оцененных таким образом свойств личности с каждым из ключевых профессиональных признаков выявила ряд статистически значимых отношений. В качестве примера ниже приводятся обобщенные описания личности испытуемых, получивших высокие показатели по двум профессиональным шкалам.

Получивший высокие показатели по ключевому математическому признаку: недооценивает самого себя, интересуется философскими проблемами, склонен к самоанализу, социально неустойчив, не уверен в собственных способностях, сострадателен, слабо реагирует на стресс, не склонен к личным контактам, как лидер бесполезен, скромен, не агрессивен, или социально не влиятелен.

Получивший высокие показатели по ключевому признаку продавцов недвижимого имущества: снисходителен к себе, хитер, циничен, склонен к соглашательству, агрессивен, умеет быть убедительным, любит быть на виду, может вызвать у других ненависть к себе, не сострадателен, философскими проблемами не интересуется, не сомневается в собственных способностях, достаточно высоко оценивает себя.

Страницы: 1 2


Место эксперимента в детской психологии. Специфика использования эксперимента в детской психологии
В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет пол ...

Результаты исследования морального самосознания подростков во взаимосвязи с гендерной спецификой
В целом по группе мальчиков-подростков были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 42,316% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор: «Демонстрация ненормативного (неодобряемого) поведение –выбор способов поведения, приводящих к принятию окружающими» объясняет 26,995% дисперсии и представлен ...

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
При исследовании межличностных отношений в студенческой группе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к молодым людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют предста ...