Анализ коэффициентов корреляций позволил выявить следующие факты (см. Приложение. Таблица 4).
Для учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – природа» свойственна меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Здоровье» (r= - 032 при a = 0,05).
Учащимся, сделавшим выбор в пользу профессий типа «человек – художественный образ» был свойственен низкий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = - 0,281 при a = 0,05).
Учащихся, сделавших выбор в пользу профессий типа «человек – техника» отличали большая степень расхождений между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = 0,286 при a = 0,05), высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,309 при a = 0,05) и высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,281 и r = 0,254 при a = 0,05).
Если у учащихся превалировал реалистический тип личности (R), то у них чаще обнаруживались высокий уровень притязаний по шкале «Здоровье» (r = 0,262 при a = 0,05), большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Ум» (r = 0,281 при a = 0,05), меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценкой по шкале «Уверенность в себе» (r = - 0,28 при a = 0,05).
Если у учащихся был более выражен исследовательский тип личности (Is), то чаще они обладали низкими уровнями самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = - 0,30 и r = - 0,294 при a = 0,05).
Учащихся социального типа личности (S) отличали низкие уровни притязаний по шкалам «Здоровье» и «Умелые руки» (r = - 0,234 и r = - 0,282 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки по шкале «Ум» (r = - 0,35 при a = 0,05).
Учащихся предприимчивого типа личности (Ер) отмечали высокие уровни самооценки по шкалам «Авторитет у сверстников» и «Внешность» (r = 0,31 и r = 0,31 при a = 0,05), высокие уровни притязаний и самооценки по шкале «Умелые руки» (r = 0,367 и r = 0,505 при a = 0,05), а также меньшая степень расхождений уровней притязаний и самооценки по шкале «Внешность» (r = - 0,299 при a = 0,05).
При анализе коэффициентов корреляции для средних значений уровней притязания и самооценки и степени расхождения этих уровней были получены следующие факты.
Если учащиеся выбирали профессии типа «человек – человек», то чаще у них обнаруживалась большая степень расхождения между уровнями притязаний и самооценки (r = 0,324 при a = 0,05).
У учащихся предприимчивого типа личности (Ер) чаще встречались высокие уровни притязаний и самооценки (r = 0,287 и r = 0,351 при a = 0,05), а также большая степень расхождений между уровнями (r = 0,36 при a = 0,05). ВЫВОД: анализ полученных результатов позволяет говорить о наличии влияния уровня притязаний и самооценки на профессиональные интересы учащихся.
Выявление взаимосвязи доминирующего стиля управления и
социально-психологического климата коллектива.
Для выявления взаимосвязи был использован метод ранговой корреляции по Спирмену (табл. 5-7).
Табл. 5. Предприятие 1
Социально-психол. климат
Spearman's rho
Авторитарный стиль управления
Correlation Coefficient
-,673
Sig. (2-tailed)
,016
N
12
...
Спорт как фактор формирования самооценки
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека накладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формирования личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 19 ...
Восприятие: определение, свойства, виды. Понятие психического образа
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
· зрительные;
· осязательные;
· вкусовые;
· обаятельные.
2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальност ...
Разделы