В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики: 1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, возрастной, педагогической, психосемантики, реабилитационной педагогики, связанной с проблемой развития и становления морального самосознания подростков; 2) методы математико-статистического анализа: факторного, контент-анализа; 3) Опросник уровня субъъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда. В качестве основного инструмента исследования морального самосознания был использован метод репертуарных решеток (Дж. Келли), представленный в модифицированной под предметную область исследования технике репертуарных решеток, анализируемой по формально-структурным и содержательно-смысловым характеристикам системы конструктов. Предполагалось, что полученные эмпирические результаты будут взаимно дополнять друг друга. Для количественной обработки данных использовался пакет прикладных программ корпорации StatSoft inc. – SPSS 10.0.
«Техника репертуарных решеток» Дж. Келли относится к идеографическим техникам – это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие при анализе личностного смысла понятий. Методика была предложена Дж. Келли в 1955 году. В основу методики была положена теория личностных конструктов Дж. Келли [16].
Мы остановили свой выбор на этой методике, так как она является наиболее подходящей для изучения категориальных систем (категориальной структуры индивидуального и группового морального самосознания). Тем более, что психосемантические методы позволяют представить субъекта как носителя системы собственныхсмыслов.
Первоначально осуществлялась модификация репертуарной решетки под предметную область исследования посредством выявления у участников исследования значимых для них поступков, достаточно ярко отражающих моральную позицию. С помощью контент анализа (см. прил. 2) были найдены одинаково значимые поступки в двух исследуемых группах. Они были сбалансированы по шкале социального одобрения/неодобрения, что позволило выявить список поступков, использующийся в качестве списка элементов репертуарной оценочной решетки.
Элементы модифицированной оценочной решетки
1.Начать учиться |
7.Начать курить |
2.Встреча любимого человека |
8. Попробовать пить спиртное |
3.Завести животное |
9.Хулиганю |
4. «Не кидалово» |
10.Разбить стекло |
5.Перевести бабушку через дорогу |
11.Непонимание родителей |
6.Тусовка |
12.Наркомания друзей |
Метод репертуарных решеток (бланк методики см. прил. 1) был так же применен в связи с тем, что именно он, при всех его достоинствах, наиболее адекватно позволил бы эмпирически выявить отношение к самому себе и окружающим, представления об идеалах и личностных ценностях, потенциал саморазвития личности. Тем более что этот метод в психологии считается «хорошим потому что лишен ряда очевидных недостатков традиционных тестологических методов исследования личности но при этом его валидность чаще всего постулируется, а не доказывается эмпирически» [47, С. 86-87]. По данным Ф. Франселлы и Д. Баннистера [39] коэффициенты надежности Реп-теста, колеблются от 0,3 до 0,98. Но как они уверяют «ценность решетки должна определяться не ее высокой или низкой надежностью, а возможностью с ее помощью исследовать и уточнять эти проблемы» [39, С. 146-147].
Вообще, критериями адекватности выбора и возможности применения методик сбора эмпирических данных являлись содержание поставленных целей и задач, характеристики предмета исследования, учет возможностей и ограничений методик, их точности и надежности измерения, а также объективные условия и существующие возможности проведения исследования.
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда (метод – опросник личностный) был создан в рамках теории локуса контроля Дж. Роттера (locus of control) [42]. Стандартизация опросника проводилась его авторами на выборке из 84 студентов вуза (средний возраст – 20,4 года) [9]. Имеются так же статистические характеристики опросника УСК, полученные на испытуемых подросткового и раннего юношеского возраста (см. табл. 2).
Деловой конфликт (модель № 9)
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отс ...
Формы отклоняющегося поведения
Типичные личностные реакции подросткового возраста:
активный протест («оппозиция»);
стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»);
стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»);
стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»);
группирование со сверстни ...
Влияние социального статуса учащегося на
престижность его профессионального выбора.
Для сравнения результатов поместим их в таблицу.
Высокий статус, %
Средний статус, %
Низкий статус, %
9 «А»
Выбрали престижную профессию
0
47
53
100 %
Не выбрали
33
0
67
100 %
9 «Б»
Выбрали престижную профессию
0
33
67
100 %
Не выбрали
0
50
50
100 ...
Разделы