Характеристика применяемых методов и методик
Страница 1

В соответствии с логикой исследования и с целью проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики: 1) изучение и теоретический анализ научной литературы в области общей, возрастной, педагогической, психосемантики, реабилитационной педагогики, связанной с проблемой развития и становления морального самосознания подростков; 2) методы математико-статистического анализа: факторного, контент-анализа; 3) Опросник уровня субъъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда. В качестве основного инструмента исследования морального самосознания был использован метод репертуарных решеток (Дж. Келли), представленный в модифицированной под предметную область исследования технике репертуарных решеток, анализируемой по формально-структурным и содержательно-смысловым характеристикам системы конструктов. Предполагалось, что полученные эмпирические результаты будут взаимно дополнять друг друга. Для количественной обработки данных использовался пакет прикладных программ корпорации StatSoft inc. – SPSS 10.0.

«Техника репертуарных решеток» Дж. Келли относится к идеографическим техникам – это метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие при анализе личностного смысла понятий. Методика была предложена Дж. Келли в 1955 году. В основу методики была положена теория личностных конструктов Дж. Келли [16].

Мы остановили свой выбор на этой методике, так как она является наиболее подходящей для изучения категориальных систем (категориальной структуры индивидуального и группового морального самосознания). Тем более, что психосемантические методы позволяют представить субъекта как носителя системы собственныхсмыслов.

Первоначально осуществлялась модификация репертуарной решетки под предметную область исследования посредством выявления у участников исследования значимых для них поступков, достаточно ярко отражающих моральную позицию. С помощью контент анализа (см. прил. 2) были найдены одинаково значимые поступки в двух исследуемых группах. Они были сбалансированы по шкале социального одобрения/неодобрения, что позволило выявить список поступков, использующийся в качестве списка элементов репертуарной оценочной решетки.

Элементы модифицированной оценочной решетки

1.Начать учиться

7.Начать курить

2.Встреча любимого человека

8. Попробовать пить спиртное

3.Завести животное

9.Хулиганю

4. «Не кидалово»

10.Разбить стекло

5.Перевести бабушку через дорогу

11.Непонимание родителей

6.Тусовка

12.Наркомания друзей

Метод репертуарных решеток (бланк методики см. прил. 1) был так же применен в связи с тем, что именно он, при всех его достоинствах, наиболее адекватно позволил бы эмпирически выявить отношение к самому себе и окружающим, представления об идеалах и личностных ценностях, потенциал саморазвития личности. Тем более что этот метод в психологии считается «хорошим потому что лишен ряда очевидных недостатков традиционных тестологических методов исследования личности но при этом его валидность чаще всего постулируется, а не доказывается эмпирически» [47, С. 86-87]. По данным Ф. Франселлы и Д. Баннистера [39] коэффициенты надежности Реп-теста, колеблются от 0,3 до 0,98. Но как они уверяют «ценность решетки должна определяться не ее высокой или низкой надежностью, а возможностью с ее помощью исследовать и уточнять эти проблемы» [39, С. 146-147].

Вообще, критериями адекватности выбора и возможности применения методик сбора эмпирических данных являлись содержание поставленных целей и задач, характеристики предмета исследования, учет возможностей и ограничений методик, их точности и надежности измерения, а также объективные условия и существующие возможности проведения исследования.

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинда (метод – опросник личностный) был создан в рамках теории локуса контроля Дж. Роттера (locus of control) [42]. Стандартизация опросника проводилась его авторами на выборке из 84 студентов вуза (средний возраст – 20,4 года) [9]. Имеются так же статистические характеристики опросника УСК, полученные на испытуемых подросткового и раннего юношеского возраста (см. табл. 2).

Страницы: 1 2


Детская агрессивность и ее причины
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. У детей, как и у взрослых, существует две формы прояв ...

Детерминанты развития
Хотя Салливан решительно отвергает любую жесткую доктрину инстинктов, он признает важность наследственности в отношении ряда способностей, главные из которых связаны с обретением и развитием опыта. Он согласен с принципом, гласящим, что обучение не может быть эффективным, пока фундамент для этого не заложен созреванием. Так, ребенок не ...

Эмоции и чувства
Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. Более сложные отношения, такие как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, сты ...