Заикание
Страница 1

'' , Кроме групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи и задержкой, психического развития речи, в дошкольном учреждении естьгруппы для детей с заиканием.

В группы с заиканием/принимаются дети с 4—5-и лет на 2—3 года. Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход воспитания, мешает речевому об­щению, затрудняет взаимоотношения с окружающими.

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2—5-и лет, то .есть с появлением фразовой речи.

Заикание возникает постепенно: начинается с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприят­ных условиях прерывистые в речи исчезает, уступая мес­то нормальной регуляции речевого акта, а в неблагоприят­ных — усиливается, переходя в заикание. Внешне оно про­является в непроизвольных остановках в момент высказы­вания, а также в вынужденных повторах отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов в 'момент произношения (губ, языка, мяг­кого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы).

Причины 'возникновения заикания различны. Чаще встре­чается функциональное заикание. При этом нет никаких . органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.

Заикание возникает в период формирования развернутой фразы чаще у легко возбудимых детей. Одной из распрост­раненных причин является непосильная речевая нагрузка (повторение детьми непонятных и трудных слов, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ра­нее выступление при посторонних, когда воспитание детей ведется без учета особенностей их нервной системы. Оно может 'возникнуть при подражании, вследствие быстрой ре­чи окружающих, а также в результате неправильного воспи­тания ребенка: физических наказаний, испуга, неровности в обращении).

В редких случаях заикание 'может быть вызвано орга­ническими поражениями центральной нервной системы, (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. д.).

Заикание может то усиливаться, то ослабевать, что свя­зано с общим состоянием физическим и эмоциональным. Обычно оно усиливается в момент болезни, переутомления и •после того, как ребенка наказали. Наблюдается также его зависимость от погоды, времени года, условий жизни.

Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова. Иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, хотя имеют доста­точный по возрасту запас знаний и представлений. Их само­стоятельные высказывания начинают сопровождаться повто­ром слое, слогов, звуков, паузами при поиске слов. Речь таких детей изобилует эмболами, встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, рассказы их бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, они не могут высказать глав­ное содержание мысли. Часто заикание сопровождается клоническими, тоническими 'или смешанными судорогами и со­путствующими или насильственными движениями (подер­гиванием век, миганием, постукиванием пальцами, притопыванием и другими движениями). .

Страницы: 1 2 3 4


Развитие игр у детей дошкольного возраста.
Игра как важная деятельность ребенка должна выполнять общевоспита­тельные и социальные функции. Игра это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в обще­нии. Игра - подлинная социальная практика ...

Доминирующий тип личности
Отличительной особенностью данной группы детей является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Большинство детей этой группы – мальчики. Высокая активность сочетается у них, как правило, с низким самоконтролем, что порождает трудности адапт ...

Стадии игровой зависимости, фазы игрового цикла
В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии , основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1. Таблица 1 Стадия выигрышей Стадия проигрышей Стадия отчаяния Случайная игра Частые выигрыши Возбуждение предшествует и сопутствует игре Более частые случа ...