В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности вокруг молодых людей, которые сдавали трудные экзамены на эту должность. В китайском обществе такие экзамены считались особенным праздником, а тему их определял сам император. плюсы и минусы ип
Подобные примеры существовали и в Спарте, Афинах и Риме. В Спарте, например, была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.
Все вышеуказанные данные однозначно указывают на довольно ранний период возникновения элементов системы профдиагностики и профотбора. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Если посмотреть на профориентацию шире, то станет ясно, что как наука она сформировалась вместе с возникновением необходимости привлечения на работу квалифицированной рабочей силы.
Самые первые бюро по профориентации руководствовались в своей работе следующими принципами:
· по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
· профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
· никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;
· молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;
· выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
В США большее внимание уделялось профотбору. Много внимания им уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до ста пятидесяти соединений в час, т. е. каждые десять секунд нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить четырнадцать отдельных действий. Многие работницы такой нагрузки не выдерживали и уходили с работы. Частая смена работников была очень невыгодна предпринимателям. Поэтому они и обратились за помощью, чтобы отобрать кандидатов по психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.
Первая мировая война спровоцировала дальнейшее развитие необходимости в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
В начале XX века развитые страны столкнулись с трудностями при подборе кадров для работы с новыми видами техники (включая военную). Оказалось что не каждый может управлять сложнейшими техническими устройствами, для этого стали необходимы не только специальный знания, но и умения. Именно тогда была подготовлена база для проведения научно-исследовательских работ по оценки свойств личности человека. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне.
В России первое бюро по профконсультации возникло 1927 году, при Ленинградской бирже труда. В стране наблюдался явный расцвет профориентации, этим направлением занимались не только профконсультанты, но и педологи в школах. Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чему бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе, гуманитарных ее направлений. Иными словами, реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.
Акмеологический подход к проблемам профессионального
развития человека
Согласно уже упомянутому акмеологическому подходу
к проблемам профессионального развития человека, каждый человек достигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможно ...
Переключение
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к друго ...
Психология потерпевшего
1. Психология потерпевшего.
2. Исследование личности потерпевшего.
1. Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Его психология связана с уголовным правом, уголовным процессом, криминологией, ...
Разделы