Материалы » Профессиональное ориентирование в молодежной среде » Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде. Понятие и принципы профориентации

Проблемы профессионального ориентирования в молодежной среде. Понятие и принципы профориентации
Страница 3

История показывает, что сама жизнь предопределила появление профориентации как междисциплинарного научного знания.

Только в случае когда профориентация сожжет успешно опереться на развитую свою теоретическую базу, ее задачи и цели смогут быть успешно достигнуты. Именно в теории и методологии в конечном счете проверяются понятия и идеи, взгляды и представления, формы и методы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

Как уже говорилось, будучи научно обоснованной системой государственных мероприятий, профориентация включает в себя ряд различных по свому содержанию и целям форм.

Схема 1

Формы профориентации

Целью профессионального просвещения является ознакомление молодежи с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии.

Целью профессиональной информации служит ознакомление с основными профессиями и их специальностями.

Молодым людям предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Профессиональная пропаганда формирует положительное отношение к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. На практике часто пропагандой занимаются как крупные организации (градообразующие в том числе), так и местные службы занятости.

В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии. Так например произошло с экономическими специальностями в девяностые когда прошлого столетия.

Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии. Необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища или Вуза.

1) Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.

2) Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.

3) Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.

Страницы: 1 2 3 4 5


Стадии развития
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости. Эти шесть стадий соотносятся с культурой западноевропейского типа и в обществах иного типа могут быть иными. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенильная эра; 4) пред-юность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность. Период младенчества продолжается от рождения до ...

Рекомендации
Учитывая зависимость темперамента от типа нервной системы рекомендуем проводить исследования темпераментного профиля в совокупности с темпинг-тестом, позволяющим определить тип нервной системы. Результаты не должны противоречить друг другу. Так же можно предлагать испытуемым прохождение тестов по методу интегральной диагностики. Данная ...

Персонификация
Персонификация – это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающий на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Например, персонификация доброй матери возникает у ребенка в связи с тем, что мать нянчит и заботится о нем. Любое межличностное ...