Материалы » Профессиональное ориентирование в молодежной среде » Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение

Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение
Страница 1

Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования, проведенного научной группой преподавателей кафедр педагогики и экономической теории Московского государственного университета совместно с центром занятости, рынка труда города Москвы и проблем занятости молодежи, были выявлены:

-диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,

-причины незанятости безработной молодежи,

-конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

-факторы успешной профессиональной карьеры,

-проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но все же мы разделяем точку зрения исследователей, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящеее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределениии с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессонального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. К этой же категории можно прибавить многочисленное число выпускников высших учебных заведений, лишенных возможности найти работу по специальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
Большинство психологов при­знает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каж­дом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памя­ти. Ее системы удерживают довольно точные и полные дан­ные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Д ...

Методы изучения личностных особенностей младших школьников
а) Методика « Несушествующее животное» Положение «анфас», то есть голова нарисованного ребёнком несуществующего животного направлена на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм. б) ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ Цель: Диагностика эгоцентризма у подростков и младших школьников. Инструкция. Тест содержит 40 неоконченных предлож ...

Роль отца в развитии ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как: - доступность для ребенка, - включенность в совместную деятельность с ним, - ответственность за материальное обеспечение, - ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных ...