Материалы » Профессиональное ориентирование в молодежной среде » Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение

Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение
Страница 6

II. Позиция сверстников «значимых других» из круга внесемейного общения.

III. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя, психолога.

IV. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (ЛПП).

1. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана.

2. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе.

3. ЛПП построен с учетом многих нравственных обстоятельств конкретной – «вот этой» - ситуации выбора профессии.

4. Сформирована: готовность самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях.

Что касается вариантов реализованности ЛПП, то предлагаются следующие пять:

1. Пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность.

2. Активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии.

3. Частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил.

4. После выхода из школы осуществляется реальный выбор учебного заведения, работы, обучения на производстве.

5. Успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.

Общая схема принятия человеком решения о выборе профессии может быть примерно такой:

1. Составить себе общую обзорную ориентировку в мире профессий.

2. Выделить возможности и ограничения, связанные с обстановкой в группе близких людей, в обществе.

3. Собрать, упорядочить сведения в соответствии с формулой «моей» профессии, учтя и возможные запасные варианты выбора.

4. Если необходимо, уточнить для себя формулу своей профессии.

5. Обдумать варианты шагов на пути освоения профессии.

6. Мысленно «проиграть», продумать элементы структуры ЛПП.

7. Окончательно принять решение, объявить его уважаемым людям.

V. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

VI. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженных или завышенных притязаний – важные регуляторы и выбора профессии и адаптации к профессиональной общности и взаимоотношений со значимыми людьми.

VII. Информированность. Здесь информация, которая касается профессионального будущего, должна быть доброкачественной.

VIII. Склонность к тем или иным видам деятельности.

Идеальным вариантом был бы такой, когда все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречить друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникать под влиянием предрассудков «чести» и не согласовываться с его же склонностями; его планы могут, с одной стороны, не согласовываться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «утянут» товарищи и т.п. Задача педагога – помочь учащемуся внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии (найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии «за компанию», отстранить от ложных соображений о престижности и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и более способен на этом пути и будет успех).

Определение специфики профессионального самоопределения имеет важное значение хотя бы для того, чтобы обозначить более адекватные цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.

Специфические задачи профессионального самоопределения:

1. Постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (учащиеся с 1 по 8 класс) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане.

2. Психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста – выпускники школ, абитуриенты)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви­дов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно­стей деятельности по запоминанию и воспроизведению. ...

Методы изучения личностных особенностей младших школьников
а) Методика « Несушествующее животное» Положение «анфас», то есть голова нарисованного ребёнком несуществующего животного направлена на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм. б) ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ Цель: Диагностика эгоцентризма у подростков и младших школьников. Инструкция. Тест содержит 40 неоконченных предлож ...

Программа исследования самооценки спортсменов. Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в изучении влияния спорта на характе­ристики самооценки личности, ее связей с характеристиками личности и адап­тированности студентов к учебной и спортивной деятельности, а также роли самопознания в процессе ее коррекции. В соответствии с целью и гипотезой был поставлены следующие задачи исследования: 1. ...