Память » Расстройства памяти

Расстройства памяти

Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отлича­ются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, ваши воспо­минания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подо­зревали, что все это «помните». В этом случае говорят о гипер­функции памяти, которая связана обычно с сильным возбужде­нием, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркоти­ков или гипнотическим воздействием.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверен­ности и тревожности задают тематическую направленность ги­перфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позор­ные поступки.

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, час­тичная утрата способности сохранять или воспроизводить име­ющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудше­ния памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются ин­формационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних го­дах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юнос­ти сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, сим­волы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затруд­няют работу памяти, т. е. подсказка не помогают в этом случае, а мешают.

Если при полноценном функционировании памяти наблю­дается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запо­минаются лучше, то при многих нарушениях памяти происхо­дит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т. е. не­завершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно фор­му крайне односторонней избирательности воспоминаний, лож­ных воспоминаний и искажений памяти. Обус­ловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенны­ми потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал и действительности, и то, о чем он слышал или читал. При мно­гократном повторении таких воспоминаний происходит их пол­ная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и орга­нично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых ни­когда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называ­ют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области, которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.


Резюме
1. Самосознание представляет собой центральную инстанцию психики, которая организует, объединяет и регулирует духовную жизнь индивида. Са­мооценка является одним из важных аспектов самосознания личности, его аффективным компонентом и проявляется в оценивании личностью себя са­мой, своих психологических и физических качеств. Сущность сам ...

Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...

Введение.
Актуальность исследуемой темы. Не перестают быть актуальными темы социально-психологического климата в организации и стилей руководства. В современных социальных и экономических условиях успех того или иного вида предпринимательской деятельности зависит главным образом от четкой и слаженной организации деятельности фирмы. В этой связи ...