Приемы вербального общения
Страница 1

Рассказ об аналогичном поступке

. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно.

Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории показывает, как выглядит с этических позиций тот или иной поступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этой целью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, час­тушки. В наши дни необходимый материал о мужестве, чест­ности человека, его отношении к труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодической печати. Опираясь на такой материал, учитель стремится, чтобы рассказ задевал молодых людей за живое, действовал не только на их сознание, но и на волю, чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках, сколько пробуж­дать интерес к формированию положительных качеств.

Ростовский-на-Дону техникум сельскохозяйственного ма­шиностроения. Учащаяся К., получив несколько «двоек» по технической механике, перестала посещать занятия. Препода­ватель А.М. Слизкая приехала к ней домой и узнала, что де­вушка, разуверившись в своих силах, уже устраивается на ра­боту. И тогда педагог рассказала ей, что сама, когда училась в этом же техникуме несколько раз собиралась бросить учебу. Но потом сдала первую сессию, в дальнейшем успешно закончила техникум, а через несколько лет и технический вуз. И теперь гордится этим! Правильно говорят: «Чем больше препятствие, тем больше удовольствия от его преодоления». Рассказ произ­вел впечатление. Сейчас К. успешно закончила техникум, переписывается с любимым преподавателем.

Обращение по неизвестном адресу.

И в этом приеме школь­ника подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него положительным или аморальным поступ­ком. Но обращается при этом учитель к коллективу, не адресу­ясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, что адре­сат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соот­ветствующие выводы.

В лагере труда и отдыха один из воспитателей, узнав, что группа девушек сбежала с дежурства по кухне, не вымыв посуду, собрал на следующий день весь отряд и рассказал о конструкторе Марголине. Провинившиеся и вся группа были удивлены, когда вместо ожидаемого нагоняя услышали следующее:

«Несколько лет тому назад в столице Венесуэлы Каракасе мировой рекорд в стрельбе из пистолета установил российский стрелок Н. Калиниченко. Его моментально обступили падкие на сенсацию зарубежные журналисты. Один из них буквально выхватил из рук спортсмена незнакомый пистолет и, ощупы­вая его, воскликнул: «Да, для того чтобы создать такое оружие, надо самому быть хорошим стрелком, иметь твердую руку и меткий глаз».

В первый момент Калиниченко хотел рассказать о создате­ле пистолета, но потом решил промолчать. Дело в том, что Михаил Марголин — слепой. Как же он трудится? Прежде чем начертить деталь, он укладывает рядом с планшетом клубок ниток и булавки. Начертив линию, втыкает в ее концы булав­ки, а затем связывает их нитками. Ощупав чертеж, Марголин делает деталь из глины, убедившись, что она правильна, выни­мает булавки и сдает чертеж в производство».

К середине рассказа на провинившихся было больно смот­реть. А каково было моральное удовлетворение воспитателя, когда на следующий день, отозвав его в сторону, одна из деву­шек попросила ее направить на дежурство вне очереди.

«Случайное» подслушивание.

Механизм этого приема за­ключается в том, что учитель комментирует поведение отсутст­вующего в данный момент школьника с уверенностью, что тому станут известны его слова. При этом целесообразно, ха­рактеризуя поведение ученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем, гиперболизировать его отри­цательные черты, поступки с надеждой, что в первом случае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают, а во втором — что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают. Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательный прием и положительного результата не дает.

Страницы: 1 2


Вступление
В работе на тему “Характер и его типы. Акцентуация характера” рассмотрены вопросы: понятие “характер”, учение о происхождении характера, типы характеров и их акцентуация. Слово “характер” употребляют, во-первых, когда хотят оценить поведение человека, во-вторых, когда речь идет не о случайных особенностях поведения, а о постоянных, прив ...

Выполнение решений
С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном и организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений [43] (Табл.1.5.). Таблица 1.5. Модели принятия решений в профессиональной дея ...

Психология судебной деятельности
1. Психологическая структура судебной деятельности (ПССД). 2. Психологическая структура судебной деятельности. 3. Формирование убеждения и вынесение приговора судом в судебных коллегиях. Психологическая структура судебной деятельности: а) рассмотрение дела судом; б) судебное следствие; в) обвинение и защита (прения); г) последнее ...