Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест
. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает "показывать пальцем" (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от "правил хорошего тона".
Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке .
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:
Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.
Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию".
Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.
Психологическая педагогика как наука. Исторические
аспекты педагогической психологии
В развитии и становлении психологической педагогики как науки можно выделить три этапа. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Второй - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагог ...
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания /
гиперактивности
– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Синдром
(от греч. ...
Методики диагностики свойств личности
Состав качеств личности, которые могут быть взаимосвязанными с самооценкой личности, определялся с помощью процедуры экспертной оценки. В качестве экспертов выступили психологи (имеющие высшее образование), которые должны были оценить степень влияния каждого из предложенных качеств на самооценку. В результате подсчета средних арифмети ...
Разделы