В группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом для обучения на срок 10 месяцев — с сентября по июнь. У таких детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.
Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные.
Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и (мышечного строения. Это:
укороченная 'подъязычная 'связка;
малоподвижный язык — большой;
слишком маленький и узкий язык;
дефекты строения челюсти:
а) прогнатия;
б) прогения;
в) открытый прямой прикус;
г) открытый боковой прикус;
д) неправильное строение зубов;
неправильное строение неба:
а), готическое — узкое, высокое;
б) низкое, плоское;
толстые губы с отвислой .нижней губой 'или укороченной малоподвижной верхней.
К функциональным причинам относятся:
неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые “сюсюкают” с малышом;
подражание людям с неясной и косноязычной речью;
двуязычие в семье;
педагогическая запущенность;
недоразвитие фонематического слуха;
долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти;
снижение слуха.
При обучении произношению детей и подготовке их к обучению грамоте в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием всегда надо учитывать, что при любом виде фонематического и речевого недоразвития неполноценными оказываются также фонематический слух и слуховое восприятие. В процессе формирования звукопроизношения необходимо выработать умение четко различать противопоставленные друг другу звуки (фонемы).
Формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, как считает известный педагог русского языка А. И. Гвоздев, происходит тогда, когда ребенок начинает распознавать прежде смешивающиеся звуки и использовать их для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией. Система фонем возникает тогда, когда устанавливается разветвленная сеть противопоставлений, разграничивающих, например, взрывные и фрикативные, носовые и неносовые, твердые л мягкие, звонкие и глухие звуки.
Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных “р” и “л”, звонких и глухих, твердых и мягких звуках.
При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:
— аморфное, неотчетливое произнесение звуков;
— недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, “с” и “ш” заменяются ) Мягким звуком “щь”. При этом ребенок произносит “шьяпка” вместо “шапка” и “шьяни” вместо “сани”;
— замена звуков более простыми по артикуляции (вместо “р” “ль”) некоторые дети всю группу свистящих и шипящих заменяют взрывными, более простыми при артикуляции — “т, ть, я, ль”; они произносят “тапка” вместо “шапка”, “дук” вместо “жук”;
— нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;
— смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;
— произнесение звука “р” одноударное, щечное или губное “ш”, “ж”, сходное с “у”, “ы”, “в” или заменой на “л;>.
Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук “р” может быть горловым, боковым, губным, свистящим, а шипящие —щечными, межзубными.
Приложения
Приложение А
Этапы становления педагогической психологии
Первый этап
середина XVII в. - до конца XIX в.
Общедидактический
Второй этап
с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в.
педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующ ...
Анализ результатов первичного исследования по методике Н.Г. Лускановой
Цель: анализ уровня школьной мотивации. Дата проведения: 30.04.2005г.
Общий уровень школьной мотивации в группе низкий. Четверо учащихся (01, 07, 09, 10) -40% имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности, испытывают затруднения в социально-психологической дез ...
Особенности
самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции повеления индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у у ...
Разделы