Репродуктивное воображения художников наиболее полно реализовано в том направлении искусства, которое получило название “реализм”. Известно, например, что по картинам И. И. Шишкина, которые представлял данное направление в изобразительном искусстве, можно изучить флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью. Работы художников – демократов второй половины XIX в. Также являли собой поиски формы, максимально приближённой к действительности, то есть в основном копировали эту действительность.
Продуктивное воображения стало проявляться в работах художников ХХ столетия. Такие направления в искусстве, как абстракционизм, импрессионизм и экспрессионизм, и многие другие, возникшие ещё в прошлом веке, по содержанию изображаемого уже были далеки от реальной действительности. Абстракционизм в образной форме пытался представить идею, или мысль, импрессионизм – впечатление, производимое на художника окружающим миром, а экспрессионизм – его собственные эмоциональные переживания. Каждый из новых видов искусства представлял уже не столько то, что имеется в психике творящего своё произведение человек, в частности в его воображении. Например, знаменитое полуабстрактное полотно П. Пикассо “Герника” – это отнюдь не хаотическое нагромождение геометризированных фигур, тел людей или их частей, а прежде всего образное отражение в сознании художника известных трагических событий, предшествовавших началу Второй мировой войны в Испании 1936 – 1939 гг. Если, следуя ассоцианистическому принципу анализа продуктов воображения, рассматривать и пытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за её абстрактной формой утратиться её же реальное содержание. Если смотреть на картину в целом как воплощение идеи, то за абстрактной формой каждой отдельной детали откроется глубокий смысл и, вероятнее всего, какой – то конкретный образ, связанный с соответствующими событиями.
С использованием продуктивного воображения в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим, натуралистическим методом, основанном на репродуктивном воображении, художника не устраивает. Его мир – это часто фантасмагория, иррационалистическая образность, за которой лежат вполне очевидные, легко узнаваемые реалии, не существующие, однако, в мире в виде простых материальных, воспринимаемых органами чувств предметов. Плодом такого воображения в литературе является, например, роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, множество самых разнообразных сюжетов, характерных для современной “карманной” литературы, читаемой на досуге массами людей. Популярность подобной литературы и соответствующих произведений художников среди населения можно, наверное, объяснить потребностью хотя бы на время отвлечься от реальной действительности, которая людей не вполне устраивает, и окунуться в мир фантазий и грёз.
Существуют индивидуальные и типологические особенности воображения, связанные со спецификой восприятия, внимания, памяти и мышления. У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне проявляется в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. Этот тип мышления, по предположению, связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к мысленным фантазиям, оперированию абстракциями, символами, несущие в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят как об обладающих абстрактным воображением, и предполагается, что в их психике доминирует левое полушарие мозга.
Воображение выступает как своеобразное отражение свойств личности, психологического состояния или настроя человека. Этот факт, реализуя психодиагностическую функцию воображения, активно используется при создании проективных личностных тестах. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Клинические признаки СДВГ
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо вс ...
Понятие памяти, виды и
функции памяти:
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его п ...
Методы диагностики восприятия
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагалась серия рисунков, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5. Материал к методике «Чего не хватает на этих рисунках?»
На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: «Определи и назови ...
Разделы