Материалы » Функциии и виды воображения » Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации.

Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации.
Страница 2

Репродуктивное воображения художников наиболее полно реализовано в том направлении искусства, которое получило название “реализм”. Известно, например, что по картинам И. И. Шишкина, которые представлял данное направление в изобразительном искусстве, можно изучить флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью. Работы художников – демократов второй половины XIX в. Также являли собой поиски формы, максимально приближённой к действительности, то есть в основном копировали эту действительность.

Продуктивное воображения стало проявляться в работах художников ХХ столетия. Такие направления в искусстве, как абстракционизм, импрессионизм и экспрессионизм, и многие другие, возникшие ещё в прошлом веке, по содержанию изображаемого уже были далеки от реальной действительности. Абстракционизм в образной форме пытался представить идею, или мысль, импрессионизм – впечатление, производимое на художника окружающим миром, а экспрессионизм – его собственные эмоциональные переживания. Каждый из новых видов искусства представлял уже не столько то, что имеется в психике творящего своё произведение человек, в частности в его воображении. Например, знаменитое полуабстрактное полотно П. Пикассо “Герника” – это отнюдь не хаотическое нагромождение геометризированных фигур, тел людей или их частей, а прежде всего образное отражение в сознании художника известных трагических событий, предшествовавших началу Второй мировой войны в Испании 1936 – 1939 гг. Если, следуя ассоцианистическому принципу анализа продуктов воображения, рассматривать и пытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за её абстрактной формой утратиться её же реальное содержание. Если смотреть на картину в целом как воплощение идеи, то за абстрактной формой каждой отдельной детали откроется глубокий смысл и, вероятнее всего, какой – то конкретный образ, связанный с соответствующими событиями.

С использованием продуктивного воображения в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим, натуралистическим методом, основанном на репродуктивном воображении, художника не устраивает. Его мир – это часто фантасмагория, иррационалистическая образность, за которой лежат вполне очевидные, легко узнаваемые реалии, не существующие, однако, в мире в виде простых материальных, воспринимаемых органами чувств предметов. Плодом такого воображения в литературе является, например, роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, множество самых разнообразных сюжетов, характерных для современной “карманной” литературы, читаемой на досуге массами людей. Популярность подобной литературы и соответствующих произведений художников среди населения можно, наверное, объяснить потребностью хотя бы на время отвлечься от реальной действительности, которая людей не вполне устраивает, и окунуться в мир фантазий и грёз.

Существуют индивидуальные и типологические особенности воображения, связанные со спецификой восприятия, внимания, памяти и мышления. У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне проявляется в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. Этот тип мышления, по предположению, связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к мысленным фантазиям, оперированию абстракциями, символами, несущие в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят как об обладающих абстрактным воображением, и предполагается, что в их психике доминирует левое полушарие мозга.

Воображение выступает как своеобразное отражение свойств личности, психологического состояния или настроя человека. Этот факт, реализуя психодиагностическую функцию воображения, активно используется при создании проективных личностных тестах. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Страницы: 1 2 3


Методы защиты от стресса
Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем делает мычеловек? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь. «Забивая» стресс едой, алкоголем или т ...

Теория культурного переноса
Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1843-1904), еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Тард утверждал, что пр ...

Выводы
Целью формирующего эксперимента было развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Все предложенные игры и у ...