Материалы » Девиантное поведение » Основы и причины девиации

Основы и причины девиации
Страница 3

В любом обществе, или на различных этапах его исто­рического развития вырабатываются свои критерии оцен­ки поведения сограждан или групп людей. Одни отклоне­ния могут осуждаться, другие - поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается свя­тым, а в другом - никчемным бездельником. В нашем обще­стве герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества - это социально одобряемые девиан­ты. При этом акценты социальной поддержки меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или уче­тные.

Для отдельных статусов и ролей существуют свои оценки со стороны девиантологии, а для других - иные. Например, такое свойство личности, как «сверхинтеллектуальность», Не всегда приводит к социальной поддержке. Для ученого, культурного деятеля она необходима, а для актера, спорт­смена, бухгалтера, политического лидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой. Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в народе. Больше ценится твердый мужской характер, волевая лич­ность, практическая ориентация. Преобладание подобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха.

Личностные качества и свойства способствуют возвы­шению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, ху­дожника или ученого.

Общественное мнение выработало множество традици­онных стереотипов восприятия индивидуальных качеств, которые способствуют утверждению индивида в различных сферах деятельности. Например, ученый должен якобы быть, отрешенным от окружающих, несколько странным, эрудированным и оригинальным; артист должен обладать фан­тазией, быть раскованным, живым и общительным. Данные стереотипы являются фикциями, заведомо ложными, но со­здаются для самооправдания и рекламы профессии или рода деятельности. Но, тем не менее, в них есть и доля истины.

Личностные качества - это важный фактор достижения превосходства, а зачастую даже самый важный. Неслучайно многие великие люди обладали теми или иными выдаю­щимися личностными качествами. Безусловно, что не толь­ко социальная поддержка, но и высокие мотивы движут ве­ликими делами людей. Мотивы - это побуждения к совер­шению поведенческого акта, действия. За любым действи­ем скрыты определенные цели-желания, компенсация за прошлые неудачи, нереализованные возможности, обиды, физические недостатки, несправедливое к себе отношение. Такова природа человека, его стремление к превосходству над самим собой и доминированию над другими.

Существует точка зрения, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти над людьми в результате одиночества, испытанного им в детстве. Непри­влекательные внешние данные и отсутствие внимания и оценки со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III. Николло Паганини посто­янно стремился к признанию и славе в результате испытан­ной им в детстве нищеты и незаслуженных обид со стороны родителей и сверстников. Известно, что агрессивность у че­ловека часто проявляется из-за сверхстрогости родителей. Таким образом, чувство беззащитности, замкнутости, воз­мущения или враждебности помогает иногда найти выход в индивидуальных усилиях, направленных на личностные достижения.

Страницы: 1 2 3 


Понятие профессионального отбора
Профессиональный отбор работников можно рассматривать как ориентацию и повышение квалификации работников - т.е. процесс, направленный на то, чтобы обеспечить их необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия. Ориентация облегчает поиски верного направления действий работника, способствует более быстрой адаптации ...

Организация и методы исследования. Программа исследования
Цель исследования: 1. Выявить структуру агрессивности подростков. Задачи: - изучение теоретического материала по проблемам агрессии в подростковом возрасте; - изучение особенностей подросткового возраста: - исследование особенностей агрессивного поведения с старшем и младшем подростковом возрасте. Методики: - Опросник Басса-Дарки ...

Результаты исследования морального самосознания подростков с учетом возрастной динамики
В группе мальчиков четырнадцатилетнего возраста были выделены два наиболее информативных фактора (см. прил. 4): двухфакторная структура, объясняющая 40,83% общей дисперсии. Первый фактор «Стремление к оказанию помощи и поддержки другим – склонность к разрушающему собственное здоровье поведению» у данной группы объясняет 27,74% дисперсии ...